45th International Philological Research Conference

Методика формирования грамматических навыков у учащихся средней общеобразовательной школы

Алексей Анатольевич Мясников
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; средняя школа № 544 Санкт-Петербурга

416
2016-03-19
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Продуктивность изучения иностранного языка в вузе во многом зависит от полученного в средней общеобразовательной школе уровня овладения речевыми умениями — чтением, аудированием, говорением и письмом и их неотъемлемыми компонентами — произносительными, лексическими и грамматическими навыками. Предметом рассмотрения в докладе является методика формирования грамматических навыков у учащихся средней общеобразовательной школы. Анализируются состав грамматических навыков, их структурно-операционные составляющие, этапы формирования грамматических навыков и упражнения, выполняемые на каждом этапе.

Тезисы

Основная цель обучения грамматике в средней общеобразовательной школе заключается в формировании грамматических навыков. Любой формат оценки уровня иноязычной коммуникативной компетенции предусматривает обязательную проверку степени сформированности грамматических навыков, которая определяется на основании результатов выполненных заданий. Например, при выполнении заданий в говорении необходимо заполнить пропуски в тексте подходящими словами и принять участие в ролевой игре; в аудировании — дать ответы на вопросы на основе сделанных записей; в чтении — осуществить поиск информации и ответить на предложенные вопросы; в письме — написать письмо и эссе. Двумя структурно-операционными составляющими грамматического навыка являются: 1) выбор грамматической структуры, адекватной речевому замыслу говорящего в определенной ситуации и 2) речевое оформление выбранной грамматической структуры посредством выбора лексико-грамматических средств. Грамматический навык — действие говорящего, направленное на мгновенный выбор адекватной речевой задаче грамматической модели и ее оформление в соответствии с нормами и правилами данного языка. В составе грамматических навыков выделяют морфологические и синтаксические навыки. Морфологические навыки — действия, направленные на выбор и правильное употребление словоформ. Синтаксические навыки — действия, направленные на правильное употребление синтаксических моделей предложений. Выделяют следующие этапы формирования грамматического навыка:
1. Ознакомление: демонстрация и объяснение грамматической модели; выполнение учащимися заданий на нахождение модели по аналогии (например: Найдите в тексте…, Выпишите предложения с …); ее механическую подстановку и имитацию (например: Закончите предложения по образцу, Вставьте пропущенные слова).
2. Тренировка: выполнение языковых заданий на трансформацию модели (например: Составьте предложения из слов, данных вразбивку, Замените выделенные слова, Выберите необходимую форму глагола) и условно-речевых заданий на репродукцию и комбинирование модели (например: Закончите предложения, выбрав необходимые грамматические конструкции, Поставьте вопросы к тексту, Прослушайте текст и перескажите его, выбрав необходимые грамматические конструкции.
3. Речевая практика: выполнение речевых упражнений направленных на реализацию грамматической модели в подготовленной и неподготовленной речи (например: Придумайте завершение истории…, Возьмите интервью…, Проведите экскурсию…, Дайте рекомендацию…). На начальном этапе учащиеся концентрируют внимание на форме грамматической модели. На продвинутом этапе учащиеся распределяют внимание между формой и содержанием.Учебной работе на этом этапе придается особо важное значение.