44th International Philological Research Conference

Речевые жанры в фольклоре

Светлана Михайловна Толстая
Докладчик
заведующий отделом
Институт славяноведения РАН

213
2015-03-12
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается отношение между речевыми и фольклорными жанрами: с одной стороны, семантика и коммуникативная (ритуальная) функция разных речевых жанров в фольклорных текстах; с другой – коммуникативная семантика малых фольклорных жанров (в частности) пословиц.



Тезисы

Фольклорные тексты представляют собой высказывания (в смысле Бахтина) самых разных жанров. По признаку коммуникативной (прагматической) маркированности они образуют своего рода шкалу, на одном полюсе которой – тексты, относительно независимые от ситуации произнесения (сказки, анекдоты, загадки, былины, исторические рассказы, песни и т.п.), на другом – тексты, максимально включенные в ситуацию, как многие «малые формы фольклора», например, благопожелания, проклятия, приговоры, частушки и т.п., которые, будучи произнесенными в той или иной ситуации, реализуют свою коммуникативную функцию, получают окончательное семантическое наполнение и становятся «речевыми актами» и «вербальными ритуалами».
Граница между речевыми актами (жанрами) и вербальными ритуалами нечетка: одни и те же высказывания, например, приветствия или бранные формулы могут рассматриваться и как речевые, и как фольклорные жанры. В фольклоре представлены далеко не все жанры, используемые в речевой коммуникации (отсутствуют, например, доносы, убеждения, предложения, советы); с другой стороны – некоторые речевые акты весьма популярны и широко представлены либо как самостоятельные жанры (например, проклятия, приглашения, запреты), либо как часть более крупных форм (например, угрозы или просьбы и приказы в составе заговоров, благопожелания в составе колядок); наконец, в фольклорном узусе есть речевые акты, не типичные для языковой коммуникации (например, заклинания).
Особый интерес с коммуникативной точки зрения представляют пословицы как языковые единицы (языковые клише), как речевой и фольклорный жанр. Имея по большей части языковую форму констатаций или директив, пословицы при их актуализации в конкретных ситуациях получают вторичные функции «косвенных» речевых актов: похвалы, угрозы, осуждения, совета, предсказания, благопожелания, возражения и т.д.