44th International Philological Research Conference

Использование фоносемантических средств во фразеологических единицах английского языка при обучении рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности

Елена Константиновна Тимофеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

6
2015-03-13
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

В данной работе предполагается представить анализ использования фоносемантических средств во фразеологических единицах английского языка в обучении рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности.  Для формирования лексических навыков восприятия устной и письменной речи, а также на порождение речевых сообщений необходимо обращать внимание учащихся на фразеологические единицы, входящие в состав фоносемантических лексических комплексов, регулярно и систематически выполнять соответствующие упражнения по их тренировке и автоматизации.

Тезисы

В предлагаемой работе представлен анализ использования фоносемантических средств во фразеологических единицах английского языка в обучении рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности.       Фразеологические единицы выбраны для  исследования фоносемантических аспектов речевой деятельности, потому, что они являются ступенькой между словом и более крупными единицами дискурса – высказыванием или текстом. Поэтому в таких минимальных текстах  наглядно проявляются явления звукового символизма, звукоизобразительности сегмента речи и звукоизобразительности текста.
Фразеологические единицы несут в себе образность и символичность. Во фразеологии, самой специфической части языка находит отражение как культурно-исторический опыт носителей определенного языка, так и особенности исторических законов его развития.  Изученные данные свидетельствуют, о том, что в самых различных языках существуют довольно четко выраженные  «правила» ассоциирования определенных артикуляций с определенными понятиями. Звукосимволизм носит универсальный (межнациональный) характер, и поиски универсального звукосимволизма должны вестись не на уровне фонемы, а на уровне единиц меньше фонемы (акустических и артикуляционных признаков),  т.е. с синестемы.   Фоносемантический анализ состоит в том, чтобы пронаблюдать проявление звукоизобразительности и фоносемантического компонента во фразеологических единицах английского языка.
Для формирования лексических навыков восприятия устной и письменной речи, а также на порождение речевых сообщений необходимо обращать внимание учащихся на фразеологические единицы, входящие в состав фоносемантических лексических комплексов, регулярно и систематически выполнять соответствующие упражнения по их тренировке и автоматизации.
Активная помощь преподавателя, указание на фоносемантические опоры обучает их  использованию в последующей работе. Формирование навыка самостоятельной сегментации речевого потока при рецептивных видах речевой деятельности на примере фоносемантических лексических комплексов не только повышает адекватность восприятия информации, но и способствует формированию навыков продуктивных видов речевой деятельности, поскольку восприятие речи сопровождается внутренним проговариванием, без которого невозможно и развернутое внешнее проговаривание и говорение. Расширение границ обучения за пределы учебной аудитории является мощным резервом для обогащения словарного запаса учащихся.