XVII Международная конференция студентов-филологов

Иллюстрации и музыка в романе Хантера С. Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе"

Алёна Евгеньевна Черняева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2014-04-10
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается функция иллюстраций Ральфа Стедмана к роману Хантера С. Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе", которые отражают "ненадежность" повествования, одновременно создавая эффект факсимильности книги как материального объекта. Производится анализ цитат из песен американских исполнителей 60-х — 70-х годов, выполняющих в романе роль "саундтрека". Исследование выявляет, что жанровое своеобразие романа, в котором сочетаются фактуальные и фикциональные элементы, отражено не только на уровне текста, но и на уровне иллюстраций и его музыкальной составляющей.

Тезисы

«Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона можно назвать синестезийным произведением, воздействующим не только на зрительное восприятие читателя благодаря ярким текстовым описаниям и сопровождающим их иллюстрациям, но и на его слуховое восприятие при помощи многочисленных отсылок к различным исполнителям и песням. 
Большую роль в создании атмосферы романа играют иллюстрации британского художника Ральфа Стедмана. Гротескные карикатуры Стедмана отражают повествование романа, в котором реальность искажена из-за воздействия на главных героев наркотических веществ. Кроме того, иллюстрации подчёркивают физические качества книги как материального объекта благодаря приёму «наложения» рисунков на текст романа, они создают эффект «факсимильности». 
В романе «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» содержится большое количество цитат из песен американских исполнителей 60-х - 70-х годов, которые служат «саундтреком» к ключевым сценам произведения. Музыка, которую слышат или воображают главные герои (что вновь подчёркивает их «ненадёжность»), непосредственно воздействует на их настроение и мироощущение и, таким образом, создаёт атмосферу различных сцен романа. В то же время цитирование названий и текстов широко известных песен максимально сближает реальность романа и реальность читателя, переживающего "чувственный" опыт чтения. 
Таким образом, жанровое своеобразие романа, в котором сочетаются фактуальные и фикциональные элементы, отражено не только на уровне текста, но и на уровне иллюстраций и музыкальной составляющей текста.