Критика монархии в Кипрских речах Исократа
Данил Косарев
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе
рассматривается проблема восприятия единоличного правления в цикле Кипрских
речей Исократа. Чаще всего их оценивают как похвалу единоличного правления.
Здесь собраны найденные в этих речах критические замечания о монархии.
Тезисы
Ключевые
слова: Исократ; Кипрские речи; монархия
Цикл Кипрских речей справедливо считают самой выразительной похвалой единовластию во всем творчестве Исократа. Особенно ярко это видно в речи «Никокл», где царь Саламина сравнивает единоличное правление с другими государственными устройствами и приходит к выводу, что они во всем уступают единовластию. Создается впечатление, что Исократ сам придерживается таких взглядов. Однако следует учитывать, что сравнение Исократ преподносит не от своего имени, а вкладывает в уста Никокла. Далее, при детальном рассмотрении этих речей в них можно увидеть некоторую критику единоличного правления и правителей. В речи «К Никоклу» Исократ, объясняя причину написания, указывает на существенный недостаток единовластия: некому оказать благотворное влияние на монарха или дать ему хороший совет. Исократ приводит причину такого положения: οἱ μὲν γὰρ πλεῖστοι τῶν ἀνθρώπων αὐτοῖς οὐ πλησιάζουσιν, οἱ δὲ συνόντες πρὸς χάριν ὁμιλοῦσιν (2. 4) («Большинство людей не может к ним (т. е. к единоличным правителям — Д. К.) приблизиться, а те, кто находится рядом с ними, угодничают»). Итак, тирана или царя окружают льстецы, стремящиеся обрести выгоды из общения с ним. Отсутствие хорошего влияния и добрых советов приводит к тому, что единоличные правители плохо пользуются имеющимися большими возможностями (2. 4). Далее Исократ указывает, что тиранов нередко постигает плохой конец (2. 5). В нескольких местах речи «Никокл» уже сам царь, среди всех похвал единовластию, признает некоторые недостатки. В отрывке, где Никокл рассуждает о справедливом распределении почестей в монархиях, он говорит: Καὶ ταῦτ' εἰ μὴ πανταχοῦ καθέστηκεν, ἀλλὰ τό γε βούλημα τῆς πολιτείας τοιοῦτόν ἐστιν (3. 9) («И даже если это (правильное распределение почестей — Д. К.) не везде установлено, но желание этого государственного устройства таково»). Получается, что при единоличном правлении люди достойные не всегда получают заслуженные ими почести. Второе место нельзя напрямую назвать критикой единовластия, но признание некоторой неудобной правды есть: πολλοὶ γὰρ ἤδη διὰ τὴν τῶν ἀρχομένων κακίαν τραχύτερον ἢ κατὰ τὴν αὑτῶν γνώμην ἄρχειν ἠναγκάσθησαν. Θαρρεῖτε μὴ μᾶλλον διὰ τὴν πραότητα τὴν ἐμὴν ἢ διὰ τὴν ὑμετέραν αὐτῶν ἀρετήν (3. 55–56) («Ведь многие (единоличные правители — Д. К.) из-за низости своих подданных принуждены были править суровей, чем они бы этого хотели. Полагайтесь скорее не на мою мягкость, а на свою собственную добродетель»). Интересно перекладывание ответственности с самих царей на их подданных. Очевидно, это сделано в угоду образу Никокла, который пытался создать Исократ. Любопытно, что в речи, где говорится, что единоличная власть ἡδίων ἐστὶν καὶ πραοτέρα καὶ δικαιοτέρα (3. 17) «приятней, мягче и справедливее» остальных устройств, ближе к концу Никокл признает, что такая власть часто жестока по отношению к своим подданым. Интересно обратить внимание на отрывок 3. 51: Ὅ τι ἂν ὑμῶν ἕκαστος αὐτὸς αὑτῷ τύχῃ συνειδὼς, ἡγείσθω μηδ' ἐμὲ λήσειν, ἀλλ' ἐὰν καὶ τὸ σῶμα μὴ παρῇ, τὴν διάνοιαν τὴν ἐμὴν οἰέσθω τοῖς γιγνομένοις παρεστάναι («Если каждый из вас сознает за собой какой-то поступок, то пусть не думает что это останется незамеченным мной, но даже если мое тело не присутствует, пусть считает, что моя мысль рядом с ним»). Никокл говорит о слежке за гражданами. Клеарх из Сол свидетельствует о ее существовании и упоминает тайную полицию, называя агентов κόλακες ‘льстецы’. Запугивание людей не может быть похвалой единовластия.
Цикл Кипрских речей справедливо считают самой выразительной похвалой единовластию во всем творчестве Исократа. Особенно ярко это видно в речи «Никокл», где царь Саламина сравнивает единоличное правление с другими государственными устройствами и приходит к выводу, что они во всем уступают единовластию. Создается впечатление, что Исократ сам придерживается таких взглядов. Однако следует учитывать, что сравнение Исократ преподносит не от своего имени, а вкладывает в уста Никокла. Далее, при детальном рассмотрении этих речей в них можно увидеть некоторую критику единоличного правления и правителей. В речи «К Никоклу» Исократ, объясняя причину написания, указывает на существенный недостаток единовластия: некому оказать благотворное влияние на монарха или дать ему хороший совет. Исократ приводит причину такого положения: οἱ μὲν γὰρ πλεῖστοι τῶν ἀνθρώπων αὐτοῖς οὐ πλησιάζουσιν, οἱ δὲ συνόντες πρὸς χάριν ὁμιλοῦσιν (2. 4) («Большинство людей не может к ним (т. е. к единоличным правителям — Д. К.) приблизиться, а те, кто находится рядом с ними, угодничают»). Итак, тирана или царя окружают льстецы, стремящиеся обрести выгоды из общения с ним. Отсутствие хорошего влияния и добрых советов приводит к тому, что единоличные правители плохо пользуются имеющимися большими возможностями (2. 4). Далее Исократ указывает, что тиранов нередко постигает плохой конец (2. 5). В нескольких местах речи «Никокл» уже сам царь, среди всех похвал единовластию, признает некоторые недостатки. В отрывке, где Никокл рассуждает о справедливом распределении почестей в монархиях, он говорит: Καὶ ταῦτ' εἰ μὴ πανταχοῦ καθέστηκεν, ἀλλὰ τό γε βούλημα τῆς πολιτείας τοιοῦτόν ἐστιν (3. 9) («И даже если это (правильное распределение почестей — Д. К.) не везде установлено, но желание этого государственного устройства таково»). Получается, что при единоличном правлении люди достойные не всегда получают заслуженные ими почести. Второе место нельзя напрямую назвать критикой единовластия, но признание некоторой неудобной правды есть: πολλοὶ γὰρ ἤδη διὰ τὴν τῶν ἀρχομένων κακίαν τραχύτερον ἢ κατὰ τὴν αὑτῶν γνώμην ἄρχειν ἠναγκάσθησαν. Θαρρεῖτε μὴ μᾶλλον διὰ τὴν πραότητα τὴν ἐμὴν ἢ διὰ τὴν ὑμετέραν αὐτῶν ἀρετήν (3. 55–56) («Ведь многие (единоличные правители — Д. К.) из-за низости своих подданных принуждены были править суровей, чем они бы этого хотели. Полагайтесь скорее не на мою мягкость, а на свою собственную добродетель»). Интересно перекладывание ответственности с самих царей на их подданных. Очевидно, это сделано в угоду образу Никокла, который пытался создать Исократ. Любопытно, что в речи, где говорится, что единоличная власть ἡδίων ἐστὶν καὶ πραοτέρα καὶ δικαιοτέρα (3. 17) «приятней, мягче и справедливее» остальных устройств, ближе к концу Никокл признает, что такая власть часто жестока по отношению к своим подданым. Интересно обратить внимание на отрывок 3. 51: Ὅ τι ἂν ὑμῶν ἕκαστος αὐτὸς αὑτῷ τύχῃ συνειδὼς, ἡγείσθω μηδ' ἐμὲ λήσειν, ἀλλ' ἐὰν καὶ τὸ σῶμα μὴ παρῇ, τὴν διάνοιαν τὴν ἐμὴν οἰέσθω τοῖς γιγνομένοις παρεστάναι («Если каждый из вас сознает за собой какой-то поступок, то пусть не думает что это останется незамеченным мной, но даже если мое тело не присутствует, пусть считает, что моя мысль рядом с ним»). Никокл говорит о слежке за гражданами. Клеарх из Сол свидетельствует о ее существовании и упоминает тайную полицию, называя агентов κόλακες ‘льстецы’. Запугивание людей не может быть похвалой единовластия.