XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Автобиографические элементы в романе Стендаля «Пармская обитель»

Римма Николаевна Вологина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Данная работа посвящена роману Стендаля «Пармская обитель». В ней рассматриваются сходства некоторых событий романа с биографией Стендаля на примере отношения героев и автора «Пармской обители» к Наполеону Бонапарту и к собственной семье. В результате была выявлена автобиографическая природа отдельных эпизодов романа.

Тезисы

Ключевые слова: Стендаль; Наполеон; автобиография; роман; биографический метод

Данный доклад посвящен роману Стендаля «Пармская обитель» (1839). Целью данной работы является поиск в романе «Пармская обитель» сюжетных элементов, связанных с биографией Стендаля. Для этого был произведен сравнительный анализ романа «Пармская обитель» и автобиографических произведений Стендаля («Жизнь Анри Брюлара»). Были проанализированы эпизоды, раскрывающие отношение Стендаля и героев романа «Пармская обитель» к Наполеону Бонапарту и к своей семье. В работе были показаны сходства отдельных элементов сюжета романа и биографии его автора.
В литературоведении отмечается, что отношение Анри Бейля к Наполеону не было однозначным, также оно неоднозначно и в концепции романа «Пармская обитель». В первой главе романа при описании вступления Наполеона в Милан отражены впечатления Стендаля о его пребывании в городе в 1800 г. Также в этой главе встречаются упоминания знакомых Стендалю реальных лиц, таких как лейтенант Робер. Чтобы акцентировать неопытность и наивность героя, в сценах битвы при Ватерлоо Стендаль использует прием остранения. С этой же целью данный прием используется Стендалем при описании перехода через Сен-Бернар в «Жизни Анри Брюлара».
При описании отношения Фабрицио дель Донго к своей семье встречаются аллюзии на воспоминания Стендаля о детстве, представленные в «Жизни Анри Брюлара». Собственному отцу и отцу Фабрицио дель Донго Стендалем дается схожая характеристика — Шерубен Бейль и маркиз дель Донго изображены крайне консервативными ультрамонархистами, неспособными понять и полюбить своих сыновей. Решение главного героя романа присоединиться к наполеоновской армии могло быть вызвано неприязнью к отцу. Сходными чувствами в «Жизни Анри Брюлара» автор объясняет свое желание покинуть родной город.
В заключении делается вывод о том, что отдельные сцены, имена собственные, характеры и отношения, изображенные в романе «Пармская обитель», были отчасти вдохновлены обстоятельствами жизни его автора. Об этом свидетельствует сопоставление автобиографических произведений автора с текстом романа. Тем не менее, неправильно считать его строго автобиографическим.