Семиотика женского в плакатной культуре 1920—1930 гг.
Наталья Дмитриевна Ильина
Докладчик
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен семиотике женского образа в плакатах СРФСР и
СССР 1920—1930-х гг. с социокультурной точки зрения. Рассматриваются типы
героической и традиционной героини, тематическое разнообразие, номинации в вербальном
коде и особенности художественной реализации в визуальном коде постеров. Данные
типы складываются из социального запроса государства на формирование необходимых качеств женщины в эпоху изменения идеологии государства исходя из
его социальных потребностей. В плакатах данного периода формируется образ
сильной, грамотной, борющейся за свои права женщины.
Тезисы
Ключевые слова: визуальный код; вербальный код; плакат СССР; гендерный образ; женский образ
В социальных и агитационных плакатах СССР 1920—1930 гг. особого внимания заслуживает женская тема. В этот период формируется социокультурная составляющая новой советской государственности, которая вносит свои коррективы в глубоко укорененный в русской культуре образ женщины. Формируется новый гендерный образ сильной, эмансипированной, борющейся за свои права героини.
Начиная с 1920 г. в советской плакатной культуре складываются два основных вектора образного выражения женщины. Первый — героический тип (с 1920 г. и позже). Он характеризуется пониманием женщины как деятельного начала и стремлением к расширению сфер социальной активности, в которых она может быть реализована. В вербальном коде плакатов с вышеуказанным типом героинь 1920—1930 гг. встречаются номинации работница, пролетарка, труженица, ударница, колхозница, делегатка, крестьянка, он сопровождается соответственным визуальным кодом: женщины героического типа изображались преимущественно в красных платках, которые были символом революционности и прогрессивности. Работницы повязывали головной убор, преимущественно делая узел сзади, крестьянки же делали узел традиционно спереди.
Второй тип героинь плакатов — традиционный («деметрианский» [Хлопонина, 2017: 288]), то есть героиня плаката — это мать или продолжательница рода (с 1925 г.). Данный образный тип женщины представлен в меньшем количестве плакатов указанного периода. Ему характерны номинации мать, женщина-мать или отсутствие обращений в вербальном коде плакатов, но считываемые по визуальному коду образы беременной женщины или женщины с ребенком. При этом отец может визуально отсутствовать. Традиционный женский тип героинь на плакатах также изображались в платках, с 1928 г. встречаются плакаты с героинями без головных уборов.
Тематически плакаты с типом героической женщины направлены на изображение строительства новой жизни («Крестьянка! Будь готова уйти от старой жизни к новой»; «Работница, будь в передовых рядах строителей социализма»), в которой женщина станет грамотной и сможет управлять страной («"Каждая кухарка должна научиться управлять государством". Ленин»,), а также освободиться от «гнета и обывальщины домашнего быта» («8 марта — день восстания работниц против кухонного рабства»). Плакаты о материнстве включают в себя комплекс тем, посвящённых правильному воспитанию ребенка («Соски и жвачки убили крестьянских детей больше, чем пули солдат») и социальной поддержке матерей в молодом коммунистическом государстве («Тракторы и ясли — двигатели новой деревни! Не забывайте о родильной помощи и консультациях в колхозах и совхозах»).
Таким образом, в 1920—1930 гг. меняется план выражения женского образа. Семиотическое поле героини представляет собой два вектора — героический и традиционный, и связанные с эти тематическое наполнение и визуальный код, что отражает социокультурный контекст указанного периода.
Литература:
Хлопонина О. О. «Женский мир» в советском плакате 1910—1930-х годов: эволюция мифологических конструктов // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-mir-v-sovetskom-plakate-1910-1930-h-godov-evolyutsiya-mif... (дата обращения: 06.03.2023).
В социальных и агитационных плакатах СССР 1920—1930 гг. особого внимания заслуживает женская тема. В этот период формируется социокультурная составляющая новой советской государственности, которая вносит свои коррективы в глубоко укорененный в русской культуре образ женщины. Формируется новый гендерный образ сильной, эмансипированной, борющейся за свои права героини.
Начиная с 1920 г. в советской плакатной культуре складываются два основных вектора образного выражения женщины. Первый — героический тип (с 1920 г. и позже). Он характеризуется пониманием женщины как деятельного начала и стремлением к расширению сфер социальной активности, в которых она может быть реализована. В вербальном коде плакатов с вышеуказанным типом героинь 1920—1930 гг. встречаются номинации работница, пролетарка, труженица, ударница, колхозница, делегатка, крестьянка, он сопровождается соответственным визуальным кодом: женщины героического типа изображались преимущественно в красных платках, которые были символом революционности и прогрессивности. Работницы повязывали головной убор, преимущественно делая узел сзади, крестьянки же делали узел традиционно спереди.
Второй тип героинь плакатов — традиционный («деметрианский» [Хлопонина, 2017: 288]), то есть героиня плаката — это мать или продолжательница рода (с 1925 г.). Данный образный тип женщины представлен в меньшем количестве плакатов указанного периода. Ему характерны номинации мать, женщина-мать или отсутствие обращений в вербальном коде плакатов, но считываемые по визуальному коду образы беременной женщины или женщины с ребенком. При этом отец может визуально отсутствовать. Традиционный женский тип героинь на плакатах также изображались в платках, с 1928 г. встречаются плакаты с героинями без головных уборов.
Тематически плакаты с типом героической женщины направлены на изображение строительства новой жизни («Крестьянка! Будь готова уйти от старой жизни к новой»; «Работница, будь в передовых рядах строителей социализма»), в которой женщина станет грамотной и сможет управлять страной («"Каждая кухарка должна научиться управлять государством". Ленин»,), а также освободиться от «гнета и обывальщины домашнего быта» («8 марта — день восстания работниц против кухонного рабства»). Плакаты о материнстве включают в себя комплекс тем, посвящённых правильному воспитанию ребенка («Соски и жвачки убили крестьянских детей больше, чем пули солдат») и социальной поддержке матерей в молодом коммунистическом государстве («Тракторы и ясли — двигатели новой деревни! Не забывайте о родильной помощи и консультациях в колхозах и совхозах»).
Таким образом, в 1920—1930 гг. меняется план выражения женского образа. Семиотическое поле героини представляет собой два вектора — героический и традиционный, и связанные с эти тематическое наполнение и визуальный код, что отражает социокультурный контекст указанного периода.
Литература:
Хлопонина О. О. «Женский мир» в советском плакате 1910—1930-х годов: эволюция мифологических конструктов // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-mir-v-sovetskom-plakate-1910-1930-h-godov-evolyutsiya-mif... (дата обращения: 06.03.2023).