Музыка как (не)коммуникация в книге Г. Иванова «Отплытие на остров Цитеру»
Алена Евгеньевна Федюкина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В работе на материале лирических текстов сборника Г.
Иванова «Отплытие на остров Цитеру» (1937) проводится последовательный
анализ категории музыки как символического медиатора. Демонстрируется
подход к тексту как к коммуникативной системе, где средством коммуникации
выступает музыка как метафизическая категория. Определяется характер
посредничества, которое осуществляет музыка: коммуникация оказывается
обнуленной в системе ценностей поэтического сборника Г. Иванова.
Тезисы
Ключевые слова: медиатор;
посредничество; средство коммуникации; коммуникативная система; музыкальное
искусство
В докладе затрагиваются вопросы внутренней коммуникации в лирике Г. Иванова. К рассмотрению предлагается вопрос о функции музыки в лирическом тексте, её связь с аксиологией поэтического произведения.
Цель доклада заключается в описании роли музыки как средства коммуникации в художественном мире сборника Иванова «Отплытие на остров Цитеру» (1937). Новизна работы заключается в подходе к тексту как коммуникативной системе, где медиатором (средством коммуникации) выступает другой вид искусства — музыка. Такой взгляд определяется характером самого музыкального искусства: «смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность» [Келле, Джани-Заде]; «именно в музыке происходят размыкание физического пространства и переход в другую реальность, сопровождающиеся катарсисом» [Бугаева, 2010: 332] (то есть музыка — символический посредник между двумя мирами).
Принцип рассмотрения характера посредничества подсказан работой И. П. Смирнова «Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней» [Смирнов, 1994], где дается классификация типов посредничества по отношению к поэтической системе старших символистов (в науке существует мнение о возможности отнесения Иванова к постсимволистам).
Материалом исследования выступают первые 20 текстов сборника Иванова «Отплытие на остров Цитеру» (остальные стихотворения книги были уже ранее опубликованы). Выбор материала обусловлен тем, что в этой поэтической книге музыка становится доминантой лирического текста: выступает как мотив, лексический повтор слова музыка и музыкальный принцип формирования поэтической интонации. Намеченный еще в «Розах» мотив музыки в следующем за ним «Отплытии…» становится структурообразующим.
В сборнике встречаются как прямые упоминания музыкального искусства («Это музыка миру прощает / То, что жизнь никогда не простит» [Иванов, 1993: 298]; «Мне кажется, будто и музыка та же. / Послушай, послушай, — мне кажется даже...» [Иванов, 1993: 312]), так и косвенные, когда в тексте используются слова, принадлежащие к аудиальной сфере («Это звон бубенцов издалека, / Это тройки широкий разбег» [Иванов, 1993: 313]). В работе подвергаются анализу только непосредственные обращения к музыке (с упоминанием самой лексемы) как наиболее очевидные.
В результате исследования удалось выявить, что музыка в художественном мире Иванова соотносится с пониманием музыки младосимволистами: А. Блоком и А. Белым. Однако с точки зрения коммуникативной функции она имеет иной характер: музыка больше не связывает земное пространство с неземным — посредничество обнуляется.
Литература:
Бугаева Л. Д. Литература и rite de passage. СПб., 2010.
Смирнов И. П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
Келле В., Джани-Заде Т. Музыка // Энциклопедия «Кругосвет»: универсальная научно-популярная энциклопедия. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/MUZIKA.html (дата обращения: 18.02.23).
Иванов Г. В. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. Стихотворения. М., 1993.
В докладе затрагиваются вопросы внутренней коммуникации в лирике Г. Иванова. К рассмотрению предлагается вопрос о функции музыки в лирическом тексте, её связь с аксиологией поэтического произведения.
Цель доклада заключается в описании роли музыки как средства коммуникации в художественном мире сборника Иванова «Отплытие на остров Цитеру» (1937). Новизна работы заключается в подходе к тексту как коммуникативной системе, где медиатором (средством коммуникации) выступает другой вид искусства — музыка. Такой взгляд определяется характером самого музыкального искусства: «смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность» [Келле, Джани-Заде]; «именно в музыке происходят размыкание физического пространства и переход в другую реальность, сопровождающиеся катарсисом» [Бугаева, 2010: 332] (то есть музыка — символический посредник между двумя мирами).
Принцип рассмотрения характера посредничества подсказан работой И. П. Смирнова «Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней» [Смирнов, 1994], где дается классификация типов посредничества по отношению к поэтической системе старших символистов (в науке существует мнение о возможности отнесения Иванова к постсимволистам).
Материалом исследования выступают первые 20 текстов сборника Иванова «Отплытие на остров Цитеру» (остальные стихотворения книги были уже ранее опубликованы). Выбор материала обусловлен тем, что в этой поэтической книге музыка становится доминантой лирического текста: выступает как мотив, лексический повтор слова музыка и музыкальный принцип формирования поэтической интонации. Намеченный еще в «Розах» мотив музыки в следующем за ним «Отплытии…» становится структурообразующим.
В сборнике встречаются как прямые упоминания музыкального искусства («Это музыка миру прощает / То, что жизнь никогда не простит» [Иванов, 1993: 298]; «Мне кажется, будто и музыка та же. / Послушай, послушай, — мне кажется даже...» [Иванов, 1993: 312]), так и косвенные, когда в тексте используются слова, принадлежащие к аудиальной сфере («Это звон бубенцов издалека, / Это тройки широкий разбег» [Иванов, 1993: 313]). В работе подвергаются анализу только непосредственные обращения к музыке (с упоминанием самой лексемы) как наиболее очевидные.
В результате исследования удалось выявить, что музыка в художественном мире Иванова соотносится с пониманием музыки младосимволистами: А. Блоком и А. Белым. Однако с точки зрения коммуникативной функции она имеет иной характер: музыка больше не связывает земное пространство с неземным — посредничество обнуляется.
Литература:
Бугаева Л. Д. Литература и rite de passage. СПб., 2010.
Смирнов И. П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
Келле В., Джани-Заде Т. Музыка // Энциклопедия «Кругосвет»: универсальная научно-популярная энциклопедия. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/MUZIKA.html (дата обращения: 18.02.23).
Иванов Г. В. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. Стихотворения. М., 1993.