Интермедиальный аспект поэтики памяти В. Г. Зебальда
Юлия Александровна Воробьева
Докладчик
студент 4 курса
НИУ ВШЭ СПб
НИУ ВШЭ СПб
Литература в междисциплинарной перспективе (онлайн)
2022-04-22
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Для литературы пост-памяти вопрос о том, какими средствами предоставить прошлому голос, не поглощенный дискурсом настоящего, особенно актуален. Когда ценность реминисценций абсолютизируется, возникает необходимость поиска особых средств репрезентации. Таким образом, актуализируется обращение к визуальным медиа. Доклад посвящен проблеме устройства мультимодального текста и его связи с поэтикой памяти, а также роли, которую в пространстве текста играет фотография и архитектура. В качестве иллюстрации используется проза В. Г. Зебальда.
Тезисы
Невозможность адекватной репрезентации категории памяти в чисто текстуальной плоскости традиционного романа (ввиду его репрезентативной недостаточности) приводит к тому, что основным медиумом В. Г. Зебальда становится мультимодальная проза, многослойная и неоднозначная. Неспособность «запомнить доподлинно» и страх беспамятства побуждают человека обращаться к внешним «носителям памяти», а писателя — к фотографии и архитектуре, свидетельствам и документам. Возникает необходимость дать оценку этой игре с формой: расширение репрезентативного поля памяти, проецируемых или фиксированных образов вспоминаемого, высказывание «за» или «против» мультимодальности оказывается одновременно динамическим покачиванием маятника «за» или «против» памяти, в том виде, который она приобретает в прозаической целостности. Обращение Зебальда к медиумам — «следам памяти», материально укорененным в реальности, воспринимается как попытка удержать утрачиваемую память. Акцент на следах не случаен: в рамках исследования особый интерес представляет не апофеоз памяти, «разрастающаяся тотальность кажимости», к которой, по ощущениям, невозможно приблизиться, не исказив сути, а ускользающие воспоминания, проявляющиеся в контексте травматичного забвения, выявляемые на модальных стыках, вероятно, потому что им недоступна выраженность прямым текстом, четким изображением. Методологическое выделение упомянутых стыков проблематично, ведь они определяются скорее интуитивно, на них почти невозможно указать номинативно. Именно поэтому оно было формализовано путем обращения к статистике и представлено в виде таблиц. У фотографии в действительности есть определенный локус, но у нас нет оснований утверждать, что место вклейки -– безусловное место прерывности текста. Снимок может быть прочитан как его часть, а может актуализировать визуальное восприятие, отвлекая от него — грань действительного утрачивается, интерпретации легко просвечиваются, как исключая, так и взаимодополняя друг друга. Архитектура же, за исключением экфрастических фрагментов, границы которых условны по определению, существует как почти неощутимый слой, попеременно сливающийся с модальностями текста или снимка, не обретая локальной фиксации, что усложняет маркировку точки соприкосновения архитектуры с не-архитектурой, создавая однородное пространство.