Поэтическое сознание Максима Амелина и русский XVIII век
Ксения Эдуардовна Шноль
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Русская литература: история (онлайн)
2022-04-19
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Данный доклад посвящен рассмотрению роли русского поэтического XVIII в. в творчестве М. А. Амелина. Исследование проводится на материале стихотворений, включенных в сборник под названием «Гнутая речь», вышедший в 2011 г. В фокусе находятся названия стихотворений, общее их количество составляет 151. В результате проведенного анализа были выявлены отсылки к определенным чертам словесности русского XVIII в. и проанализированы связующие линии, которые проводятся Амелиным от XVIII в. к современной поэзии.
Тезисы
Все сферы деятельности современного поэта, издателя, критика и переводчика М. А. Амелина неразрывно связаны с наследием русского XVIII в. Поэзия Амелина наполнена многочисленными отсылками к поэтам той эпохи. Среди переводимых Амелиным авторов многие оказываются так или иначе соотнесенными с эстетическим обликом XVIII в. Как издатель Амелин выступил создателем сборников произведений поэтов данного периода русской литературы. К наследию XVIII в. Амелин постоянно обращается в своих критических статьях и эссе.
В докладе основное внимание уделено заглавиям стихотворений, вошедших в один из итоговых сборников трудов Амелина «Гнутая речь». Большая часть этих названий прямо или косвенно отсылают к русской поэзии XVIII в. Систематизация и анализ заголовков позволяет поместить сами стихотворения в определенные историко-литературные контексты, восходящие к поэтическому наследию русского XVIII в. Благодаря этому становится возможным выявление непосредственных отсылок к данному периоду: причем не только к самому XVIII в., но и к его рецепции в более поздних эпохах, которые в этом отношении оказываются продолжением словесности XVIII в. и связующим звеном между ним и современной поэзией. Подробное рассмотрение выбранного материала позволяет пусть гипотетически, но воссоздать видение XVIII в. сознанием современного поэта.