XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Стилистика прозы Х. Мулиша

Елизавета Игоревна Стуканова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена анализу стилистики прозы нидерландского писателя Харри Мулиша. На материале двух произведений автора, а именно, «Каменное брачное ложе» (нид. «Het stenen bruidsbed») (1959) и «Зигфрид» (нид. «Siegfried») (2001), были изучены лингвистические особенности его стиля и выявлены следующие категории: усложненный синтаксис, многоуровневость текста, частое использование причастий настоящего времени и сравнительных оборотов, указаний на конкретные географические реалии, литературные и музыкальные аллюзии, привлечение немецкоязычной лексики.  

Тезисы

Данная работа посвящена анализу стилистики прозы нидерландского писателя Харри Мулиша. В качестве материала работы были выбраны два текста автора: его первый роман «Каменное брачное ложе» (нид. «Het stenen bruidsbed») (1959) и последний роман «Зигфрид» (нид. «Siegfried») (2001). Эти произведения выбраны неслучайно, так как при анализе двух романов можно изучить стиль писателя в динамике и выявить, сохраняется ли характерное языковое своеобразие первого романа в последнем, проанализировать, что именно можно отнести к особенностям стиля. Так, в ходе работы к подобным особенностям были отнесены усложненный синтаксис, многоуровневость текста, частое использование причастий настоящего времени и сравнительных оборотов, указания на конкретные географические реалии, литературные и музыкальные аллюзии, привлечение немецкоязычной лексики.
В русскоязычной академической традиции творчество Харри Мулиша относится к малоизученному, а в нидерландской традиции едва ли найдутся работы, фокус которых направлен именно на особенности стиля писателя. Таким образом, актуальность данного исследования вызвана недостаточной изученностью темы. 
Теоретическая часть работы была написана с опорой на русских и нидерландских лингвистов и литературоведов, в частности, на В. В. Виноградова, Н. Б. Калашникову, Й. Бюрлахе и М. фан Зоххела. Для адекватного анализа материала было важно использовать обе академические традиции.
Харри Мулиш (1927—2010, Mulisch) считается одним из самых ярких представителей нидерландской послевоенной литературы, в Нидерландах его почитают как классика XX в. Некоторые исследователи называют его тексты «лабиринтами», так как автор намеренно усложняет собственные тексты, чтобы читателю приходилось ломать привычные паттерны мышления и учиться читать по-новому. И именно этим особенно интересно творчество Харри Мулиша.