XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Особенности поэзии Клопштока: музыкальность свободного стиха XVIII в.

Вера Григорьевна Сибирцева
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Ключевые слова, аннотация

Клопшток, стиховедение, свободные ритмы, симфония, Стамиц.

Тезисы

В докладе приводятся обоснования связи творчества Клопштока с музыкальными нововведениями Мангеймского оркестра. Клопшток сумел расширить круг тем од и гимнов, написанных свободным стихом. Легкость и некоторая мелодическая однообразность поэзии анакреонтиков не могла передать всю гамму эмоций, характерных для героев произведений Клопштока. Ему потребовались новые динамические эффекты, отражающие разнообразные сферы душевной деятельности: мистические, идеалистические чувства, любовное движение души, патриотические настроения. Песни и гимны Клопштока передают возвышенную чувствительность лирического героя, обращенного не столько к возлюбленной или другу, сколько к универсуму в целом. Ясно прослеживается корреляция строения синтаксических оборотов поэзии Клопштока и музыкальных фраз в симфониях Я. Стамица. Клопшток отказался от строгой силлабо-тоники в пользу естественности и музыкальности стихотворной речи. Он писал: «Вероятно, содержанию некоторых песен представляется соразмерной неравная длина строк, так, чтобы стих был связан с нашим дыханием, чтобы образы гармонии находилось в согласии с образами мысли. Иначе говоря, ритм должен строиться в соответствии с мыслями. Язык задает ритм, а сам ритм больше не может использоваться в качестве внешнего мерила для языка».
В эпопее и ранних стихотворениях Клопштока ритмично повторяются музыкальные акценты: от крещендо до диминуэндо, по аналогии со «скользящей динамикой» Мангеймского оркестра. Все особенности поэзии Клопштока ярко проявляются во время декламации, по строению фразы и движению ритма становится очевидно, что это настоящая поэзия. Его лирические произведения создаются по-разному, но им присуща гибкость звучания, то усиливающаяся, то затухающая, эта динамичность и является главной новацией формы в стихосложении.