XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

О синтаксической структуре болгарских пословиц и их английских пословичных соответствий

Надежда Борисовна Ершова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Ключевые слова, аннотация

Болгарские пословицы, английские пословицы, паремиологический минимум, синтаксическая структура пословицы.

Тезисы

При изучении паремий недостаточное внимание отводится освещению грамматических вопросов, в частности анализу и описанию логико-синтаксических моделей построения пословиц во многих языках.
Объектом доклада являются болгарские пословицы, эксцерпированные из опубликованных ранее результатов паремиологического социолингвистического эксперимента, проведенного под руководством профессора Санкт-Петербургского государственного университета М. Ю. Котовой.
Целью исследования является систематизация синтаксических структур болгарских пословичных параллелей в сопоставлении со структурами английских пословичных параллелей. Наиболее активные и жизнеспособные структуры сложного предложения пословиц паремиологического минимума как образного и экспрессивного национального языкового фонда позволяют выявить структурно-синтаксические соответствия/несоответствия между пословицами не только славянских языков. 
Соответствия отмечены, например, в структурах сложного предложения у пословиц так называемого глобального типа: болг. Кучето лае, керванът си върви; англ. The dogs bark, but the caravan goes.
Синтаксическая структура пословицы наряду с её семантической структурой является одним из маркеров (proverbial markers), которые представлены в каждом языке определенными структурными типами предложений. В ней проявляются  универсальность/неуниверсальность «архитектуры пословиц», заимствования из определенного контекста. Благодаря частотности использования пополняется «универсальный инвентарь» структурных типов предложения, который способствует идентификации пословицы от обычного предложения.
В исследовании задействован метод дескриптивно-сопоставительного анализа.