XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Фигура автора в кино: писатель как творец и как творение

Анна Ильинична Резвухина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2019-04-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе проблематизируется фигура автора-писателя как интертекстуальный элемент в кинематографе. Находясь на стыке выдумки режиссера и реального образа своего прототипа, фигура автора одновременно воплощает новые смыслы и отсылает к уже существующим, обозначенным в его собственных текстах. На примере нескольких различных по жанру кинолент («Полночь в Париже», «Гоголь», «Бродячие псы — литературные гении») анализируется ситуация обратной интерпретации, когда личность писателя и как персонажа, и как реального человека определяется и воспринимается через его произведения, известные зрителю.

Тезисы

В одноименном эссе 1967 г. Р. Барт провозгласил «смерть автора», что стало одним из ключевых поворотов в теории литературы XX в.: художественные, воспитательные и другие цели, биография и личность автора исключались из интерпретации текста. Самодостаточность произведения вне его связи с автором утверждал в своей лекции «Что такое автор?» также М. Фуко. Однако автор, утративший возможность объяснять текст и присутствовать в нем иначе, чем в качестве персонажа-рассказчика, трансформировался в интертекстуальную фигуру в киноискусстве. Имеется в виду не фигура главного героя фильмов-биографий или персонажа исторических фильмов о соответствующей эпохе, а особый тип персонажа, действующего согласно художественному замыслу режиссера и вместе с тем отсылающего нас как к реальной личности автора, так и к его ключевым произведениям.
В пространстве кинематографа автор-писатель, воспринимаемый в неразрывной связи со своими произведениями,  предстает как интертекстуальный, игровой элемент в сюжете. «Перекличка» текстов кино и литературы очевидна; исследовательский интерес заключается в том, какие возможности особая фигура автора как персонажа на грани между вымыслом и реальностью раскрывает как для исходных текстов, так и для кино, какие функции выполняет в киносюжете и как соотносится с другими его элементами.
В качестве представительной выборки были проанализированы следующие кинокартины: художественный фильм «Полночь в Париже» (2011, реж. В. Аллен, США), серия художественных фильмов «Гоголь» (2017—2018, реж. Е. Баранов, Россия), анимационный сериал «Бродячие псы — литературные гении» (2016—2018, реж. Т. Игараси, Япония). Выбор материала обусловлен временной актуальностью произведений, а также их жанровым разнообразием (мелодрама, триллер, приключения) и репрезентацией разных кинематографических традиций — США, России и Японии.
Согласно результатам исследования, в качестве основных выводов верно следующее: восприятие личности персонажа-писателя, его мотивов, характера, особенностей происходит преимущественно через призму уже известных зрителю заранее произведений реального автора, чей образ взят в качестве прототипа для киноперсонажа, т. е. автор обусловлен своими произведениями, именно произведения «объясняют» автора, а не наоборот; также персонаж автора наделяется гипертрофированными и иногда сверхъестественными качествами, которые выделяют его из ряда других персонажей и связаны либо с характером персонажей его произведений, либо с общей «психологической» характеристикой манеры его работ и т. п. Таким образом, ключевой характеристикой, необходимой для понимания фигуры автора как особого типа персонажа, является его неразрывная сращенность с собственными произведениями, без связи с которыми он едва узнаваем в пространстве кино.