XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексические особенности норвежских вывесок г. Бергена

Анастасия Игоревна Безукладникова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2019-04-17
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен описанию лексических особенностей текстов вывесок. Такие тексты относятся к малым письменным жанрам и являются важной частью языка города. Материал данного исследования был собран в г. Берген. На материале вывесок на норвежском языке сделаны выводы о мотивировках текстов и процессе наименования, выявлена частотная лексика и лексические средства выразительности, рассмотрены различные пути заимствования лексики, процесс словообразования и стилистическое варьирование, в частности, использование разговорного пласта лексики.

Тезисы

Тексты вывесок можно отнести к малым письменным жанрам или, по определению Л. В. Сахарного, к текстам-примитивам. Поскольку такие тексты должны содержать небольшое количество знаков, соответствовать маркетинговым требованиям, вписываться в языковую норму и быть уникальными и оригинальными, их исследование открывает новые возможности для изучения функционирования лексики языка.
В ходе работы были проанализированы и выявлены мотивировки названий: месторасположение объекта, предлагаемые товары или услуги, особенности наружного убранства или интерьера, исторические факты, связанные с данным объектом. Также были рассмотрены частые случаи использования в текстах вывесок универсальных и национальных прецедентных феноменов (прецедентных имен, текстов и высказываний), зоонимов, антропонимов, имен собственных и лексики, заимствованной из других языков.
Отдельно были проанализированы способы заимствования: калька, транслитерация, транскрипция.
В текстах норвежских вывесок были установлены частотные лексемы (sentrum или senter  ‘центр’, bygg ‘строительство’ и др.) и способы номинации (метонимия, метафора, парономазия). Также были рассмотреные наиболее используемые в текстах словообразовательные способы: основосложение, морфемные усечения, аффиксальное и неаффиксальное словопроизводство, по материалам исследования можно назвать ряд наиболее продуктивных основ (например, -kjøp ‘покупка, купля’, -hus ‘дом’).
В исследовании было проанализировано использование в текстах лексических средств разговорной речи: явление семантической компрессии, использование сленга, коллоквиализмов и эмоционально окрашенной лексики. Также было рассмотрено использование лексики новонорвежского языка — письменного языка, который чаще используется в качестве основного в западной части страны, где находится Берген. Такая особенность служит одним из способов отражения норвежской национальной идентичности.
Таким образом, в ходе исследования на примере норвежского языка были рассмотрены различные лексические процессы и явления в текстах вывесок как самых малых письменных жанрах, установлены основные тенденции процессов наименования и отражения в текстах развития языка. Доклад пополняет наши знания об использовании и функционировании языка в городской среде.