XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Отражение гуманистических и пацифистских взглядов М. И. Ромма на примере фильмов 1940—1950-х гг.

Екатерина Викторовна Полякова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-04-18
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет проанализировано отражение гуманистических и пацифистских взглядов М. И. Ромма в следующих кинокартинах режиссера: «Человек № 217» (1944), «Русский вопрос» (1947), «Секретная миссия» (1950). Основными материалами для исследования, помимо визуальных источников, послужили мемуары  М. И. Ромма и его жены, актрисы  Е. А. Кузьминой, а также  работы  М. Е. Зака, Е. С. Кащенко, Л. П. Погожевой. 

Тезисы

Личность режиссера М. И. Ромма и его творческое наследие на протяжении десятков лет привлекали внимание историков кино. Однако следует отметить, что исследовательский ракурс менялся с течением времени и сменой политических и социальных настроений. Представляется интересным обратить внимание на фильмы, которые были сняты в наиболее непростой для отечественного кинематографа период: во второй половине 1940-х—начале 1950-х гг. 
Анализ литературы, визуальных и исторических источников позволяет определить точку зрения режиссера в контексте пацифистских и гуманистических мотивов. В картине «Человек № 217» (1944) ключевой становится тема всепоглощающей ненависти к немецко-фашистским захватчикам. Вместе с тем по-военному односторонний и непреклонный взгляд Ромма не мешает раскрытию гуманистической идеи. В картине «Русский вопрос» (1947) режиссер выступает против Холодной войны и политики США в целом; уделяет внимание социальным проблемам американского общества (например, расовой сегрегации; тяжелому положению американских рабочих). В фильме «Секретная миссия» (1950) антивоенная тема раскрывается наиболее развернуто. Режиссер отказывается от тотального обвинения всех немцев — вина возложена на тех, кому Вторая мировая война была выгодна, т. е. представителей правящих кругов Германии.
Творческое кредо Ромма было отчетливо выражено в его же словах: «Если я убежден, что исследовать человека нужно в исключительные моменты его жизни, пусть трагические, пусть граничащие с крушением, катастрофой, то я буду брать этот материал, не боясь ничего». Так видел он свою режиссерскую задачу. Можно сказать, что этому принципу Ромм оставался верен на протяжении всего творческого пути.