XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женский режиссёрский взгляд на классику («Отцы и дети» А. Смирновой)

Ольга Владимировна Школина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2019-04-17
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящёно киноинтерпретации тургеневского романа «Отцы и дети» в версии режиссёра Авдотьи Смирновой. В  работе  осмысляется соотношение идеологического и лирического дискурсов. В начале доклада мы обратимся к обзору женской режиссуры в русском кино. Затем проанализируем детали-символы, с помощью которых Смирнова расставляет акценты в романных коллизиях, сравним сцены из романа и фильма, проанализируем образы героев и сравним их с романными. В итоге будут сделаны выводы о режиссёрском замысле и его воплощении.

Тезисы

В  данной работе была предпринята попытка проанализировать киноинтерпретацию романа И. Тургенева «Отцы и дети» режиссёра А. Смирновой. Всего по этому роману было снято пять российских фильмов, но именно последняя экранизация  Смирновой  послужила объектом нашего исследования. Причин тому несколько.
1. Этот фильм снят в XXI в. и  содержит в себе технологии и методы воздействия на  современного зрителя.
2. Режиссёром выступила А. Смирнова, которая не имела до этого большого опыта в кинорежиссуре (первый её фильм — «Связь» 2006 г.), и была более известна как сценарист и телеведущая (напр., совместно с Т. Толстой вела передачу «Школа злословия»).
3. Идея фильма, заданная режиссёром, в корне отличается от идеи романа. Этот пункт требует особого рассмотрения.
В задачи входит, во-первых, сравнительный анализ романа и его интерпретации, во-вторых, обозначение особенностей режиссёрской работы Смирновой с данным материалом. 
В ходе анализа  фильма будет показано, что режиссёр Смирнова по-иному взглянула на ключевые сцены романа, на персонажей, их отношения и реплики. Благодаря анализу деталей и сцен фильма мы продемонстрируем, как была показана идеологическая полемика между главными героями (Е. Базаровым и П. Кирсановым), хотя  режиссёр  сделала акцент на любовной составляющей фильма (отношениях женских и мужских персонажей).