XLVIII Международная филологическая научная конференция

О термине con discrezione в старинной музыке

Алексей Анатольевич Панов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Иван Васильевич Розанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

129
2019-03-25
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Con discrezione, con discretion, Фробергер, И. С. Бах, Маттезон.

Тезисы

Доклад посвящен редко встречающемуся в музыке барокко итальянскому термину con discrezione, который, к примеру, можно найти в музыке Иоганна Якоба Фробергера (1616–1667). Согласно современным данным, впервые Фробергер воспользовался термином discrétion в предписании к исполнению пьесы «Tombeau fait à Paris sur la mort de Monsieur Blancrocher» (1657): «fort lentement à la discrétion [специально уточнив] sans observer aucune mesure (очень медленно à la discrétion без какого-либо соблюдения метра)». Это слово встречается и в аллеманде в сюите Фробергера № ХХХ, в которой имеется следующее объяснение характера музыки и способа ее исполнения: необходимо выбрать медленный темп и играть avec discretion: «Plainte faite a Londres pour passer la Melancholie, laquelle se joue lentement avec discretion (Жалоба, созданная/выполненная в Лондоне, которую необходимо играть медленно avec discretion, чтобы уйти от меланхолии)». В обоих случаях, особенно когда Фробергер пишет «без какого-либо соблюдения метра», можно сделать вывод, что слова «fort lentement à la discrétion» и «joue lentement avec discretion» указывают на медленный темп и свободное в метрическом отношениях исполнение музыки при относительном соблюдении всех выписанных нотных длительностей. Таким образом, можно сделать вывод, что слово discretion следует трактовать здесь как «дискретно», то есть, не конкретно. Указанный термин можно обнаружить и в ре-мажорной токкате Ре мажор И. С. Баха в Adagio после полифонического раздела, заканчивающегося ферматой (т. 111). Раздел Adagio, который следует после слов con discrezione, сочинен в свободном речитативно-импровизационном жанре с отчетливо выраженными элементами stylus phantasticus. В XVIII в. термином discrezione (или discretion) пользовались такие известные музыканты, как Й. Маттезон, Д. Г. Тюрк и др. Помимо музыковедческих (старинных и современных) трудов авторами доклада проанализированы сведения о толковании понятия discretion/discrezione, con discretion в старинных энциклопедиях и словарях общей лексики.