XLVIII Международная филологическая научная конференция

Креативное словообразование в немецком общественно-политическом дискурсе

Людмила Ярославна Слинина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

166
2019-03-22
16:20 - 16:35

Ключевые слова, аннотация

Лексикология, словообразование, контаминация, словосложение, медиадискурс, интертекстуальность.

Тезисы

Креативное словообразование — явление, характерное для современных немецких СМИ. Это могут быть, например, результаты словосложения (Fluchhafen) или контаминации (Teuro, Denglisch). Такие слова привлекают внимание читателя благодаря своей форме и «игровому» компоненту содержания и соответственно вызывают интерес и к обозначаемому данным словом объекту действительности. 
Такие слова могут оказаться ключевыми для формирования и языковой реализации определенных тем и ситуаций, лежащих в основе фрагментов общественно-политического дискурса (например, лексема Brexit). В тоже время понимание значения и функционирования данных слов возможно в полной мере лишь в том случае, если учитывается не только узкий контекст, но и их значимость в соответствующем дискурсе.
В докладе рассматриваются такие новые для немецкого языка лексемы, как Hutbürger, Pegizei  и некоторые другие, возникшие и получившие свое распространение в ходе конфликта между одним из участников антиправительственной демонстрации, представителями прессы и полиции во время визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Дрезден в августе 2018 г. Источником материала послужили сообщения Twitter, публикации местных и межрегиональных онлайн-изданий.
В докладе анализируются семантические связи данных лексем с другими элементами дискурса. Например, связь лексемы Hutbürger c другими единицами словообразовательного ряда Gutbürger, Wutbürger. Рассматриваются особенности употребления данных слов различными участниками конфликта: контекст, различные коннотации. Изучается употребление данных слов в ситуациях вне описываемого конфликта, так, например, отмечается расширение значения слова Pegizei.
Особый интерес вызывает свойство креативного словообразования поддерживать и стимулировать дальнейшее словотворчество, что создает вокруг представленной ситуации атмосферу несерьезного отношения и эффект дистанцирования.