XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Принципы формирования женского образа в фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными»

Мария Станиславовна Сорока
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2017-04-19
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены принципы формирования женского образа в фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». Показан ряд режиссерских приемов, с помощью которых создается необходимая атмосфера. Приведены основные мотивы, раскрывающие образ главной героини.

Тезисы

В докладе рассмотрены принципы формирования женского образа в фильме «Путешествие с домашними животными» режиссера Веры Сторожевой. При просмотре картины мы погружаемся в медитативное повествование о поисках себя,  счастья, любви. Образ главной героини — удивительно тонкой, чистой, сильной женщины — выстраивается с помощью ряда режиссерских приемов: визуальных и музыкальных. Наталье — тридцать пять, она живет со старым, нелюбимым мужчиной, забравшим ее в шестнадцать лет из детдома «в рабство». После его внезапной смерти  героиня начинает выходить из «сна», у нее появляется своя воля, которой никогда не было, она начинает исследовать жизнь, искать свою дорогу. Основное место действия в фильме — сторожка обходчика путей возле железнодорожного полотна. Время: конец зимы — начало весны. Переходный этап в закономерном природном цикле накладывается на период душевного расцвета героини. Это движение сопровождается сменой цветовой гаммы от серо-зеленой к прозрачно-голубой (по-мартовски лазурной). Ведущая музыкальная партия отдана шумам проходящих поездов, будто постоянно напоминающих о том, что мимо проносятся тысячи судеб, историй, которые не касаются Натальи, о том, что она одинока в этой ссылке. Но при этом есть и надежда, что жизнь на заброшенном полустанке — это жизнь в ожидании своего поезда, того поезда, который увезет ее в страну счастья. После смерти «хозяина» Наталья приносит в дом икону, покупает себе зеркало, телевизор, домашнее пространство постепенно становится уютным. Происходит процесс осознания себя, она  делает то, чего была лишена. Героиня примеряет разные образы, разные жизни — это решается с помощью переодеваний. Наталья, словно Венера, сошедшая с «Весны» Боттичелли, красива и в деревенской одежде. На нее обращают внимание и без макияжа и вызывающих нарядов. Однако в одном из эпизодов она возвращается домой на дрезине в свадебном платье, таким образом,  примеряя на себя роль невесты. В другой раз, когда возле ее дома поезд делает внеплановую остановку, она появляется перед людьми в кричаще красном костюме, тут же Наталья оказывается в центре внимания: ей дают закурить, сажают в вагон. В данном случае красный цвет, поезд — проба другой жизни, отличной от ее внутреннего содержания, но она понимает, что это не ее путь, спрыгивает с поезда и возвращается домой. В фильме показано не столько пробуждение женщины, сколько пробуждение человека. Наталья — цельная и самодостаточная, другая, «особая», и эта ее нетипичность и притягивает.  Она родилась для жизни, для любви. Годы «сна» сменяются поиском счастья: «Любить. А как это?». Наталья находит ответ на этот вопрос.