XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Баня топится-топится»: к вопросу о коммуникативной функции бани

Евгения Михайловна Красавина
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-04-18
13:30 - 13:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлен результат анализа нарративов о банной традиции на Русском Севере и мифологических представлений о бане, записанных в Лешуконском районе Архангельской области в ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ 2009–2016 гг. Материалом исследования стали рассказы современных деревенских жителей о строительстве и устройстве бани, о «банных правилах» и приметах, а также о бане как о специфической коммуникативной площадке: в ситуации родов, мытья детей, магических актов и передачи магического знания. 




Тезисы

В ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ в 2009–2016 гг. в Лешуконском районе Архангельской области было записано большое количество нарративов деревенских жителей о практиках, связанных с баней. На основании этих материалов можно утверждать, что баня в северно-русской традиции воспринимается одновременно и как пространство "пользы" (мытье в бане считается наиболее действенным способом снять усталость, вылечить почти любую болезнь), и как опасное, чужое (необходимо проситься зайти в баню у ее духа-хозяина — баянника и т. д.). А. Г. Бобров, изучавший банную традицию на материалах древнерусской литературы, писал, что баня является «местом перехода из обыденной реальности в метафизический «волшебный мир». Попадая в баню, человек вступает в иное пространство, по отношению к пространству обыденному.
В докладе представлены ситуации, в которых баня выступает не как место для мытья, но как «иное» пространство. В ходе анализа рассказов деревенских жителей о бане, было замечено, что пространство бани имеет две основные функции: практическую и коммуникативную. С практической точки зрения, баня — это место, где моются, где принимают роды и лечат, чем в доме. С другой точки зрения, пространство бани — интимное, сокровенное Соответственно, и общение между людьми в бане отличается особой доверительностью, но оно же недоступно для окружающих — в бане скрываются от любопытствующих. Так, один информант рассказал нам, как в советское время один из жителей пригласил соседа в баню, чтобы тайно предупредить его об угрозе раскулачивания. Тема такого взаимодействия людей в ба
не представлена в лирических песнях и частушках, где баня оказывается топосом интимных отношений. В обрядовой ситуации пространство бани воспринимается как место взаимодействия с «иным» миром. Об этом свидетельствуют многочисленные записи обряда «свадебной бани», бытующего на Русском Севере. В бане общаются с духами-хозяевами и своими усопшими родственниками. Здесь совершают магические действия и гадают девушки на святках.  
Таким образом, баня — это и топос традиционного фольклора, и особая площадка  коммуникации —  интимной, доверительной, ритуальной, магической, метафизической.