XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Синтез удмуртского и глобального: художественная стратегия поэта Б. Анфиногенова

Анастасия Петровна Шумилова
Докладчик
магистрант 2 курса
Тартуский университет

199
2017-04-19
17:05 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается художественная стратегия современного удмуртского поэта Б. Анфиногенова, влияние на которую оказало этнофутуристическое движение в удмуртской культуре. Поэт ищет ответ на вопрос, сформулированный этнофутуризмом: способны ли малые народы сохранить свою самобытность в глобализованном мире? Характерными чертами поэзии Анфиногенова являются билингвальное письмо, метод синтеза локальных и общемировых реалий, мифологизация удмуртской культуры. Прагматическая функция его поэзии — популяризация родного языка и включение его в более широкое культурное поле.

Тезисы

Мы рассматриваем художественную стратегию молодого удмуртского поэта Богдана Анфиногенова (род. 1990), связанную с развитием этнофутуристического движения в удмуртской культуре, используя метод культурологического анализа художественного текста. Эстетику и задачи этнофутуризма определяет конкретный вопрос: способны ли малые народы сохранить свою самобытность в глобализованном мире? Этнофутуризм в той или иной степени повлиял на всех удмуртских авторов «новой волны», а сейчас критики говорят о его закате в удмуртской литературе. Изданный в 2014 г. поэтический сборник Анфиногенова «Айшет будущего» («Фартук будущего»), а также опубликованный им манифест «постэтнофутуризма» (2015), позволяют говорить о том, что вопросы, важные для этнофутуристического движения, все еще актуальны. Анфиногенова интересует самоидентификация и мироощущение удмурта в чужой для него языковой среде, культурном пространстве. Поэтические тексты в совокупности описывают особый тип лирического героя — молодого удмурта, переехавшего из деревни в город, занятого поисками себя и сохранением своего удмуртского «Я». Поэт ведёт поэтическую хронику современной удмуртской культуры, мифологизируя реальных людей, воспроизводя противоречивую ситуацию существования удмуртского языка. Мир, который можно реконструировать при прочтении текстов, сотворен из реалий традиционной удмуртской культуры, воршудных имён, мифологических персонажей, которые сосуществуют в текстах наряду с персонажами поп-культуры, урбанистической среды, интернет-пространства. На уровне организации текста стоит отметить билингвальное письмо, ставшее визитной карточкой Анфиногенова. Билингвальное письмо является не только стилистическим приёмом, но и актом жизнетворчества — на примере данного сборника мы можем проследить, как русский язык, преобладавший в первых текстах сборника, постепенно уступает место удмуртскому. Произведения поэта, близкие к жанру эстрадной поэзии, отличаются экспрессивностью, множественностью лозунгов, прокламативностью, что роднит его творчество с поэзией футуристов. Обнаруживаемые в текстах бинарные оппозиции «город — деревня», «архаическое — современное», «локальное — всемирное», которые являются характерными маркерами этнофутуристических текстов, художественные задачи поэта позволяют отнести его творчество к этнофутуристическому движению. Используемый поэтом метод синтеза локального с глобальным способствует популяризации удмуртского языка, а билингвальное письмо выводит его в более широкое культурное пространство — таким образом поэт предлагает свой способ «выживания» малых народов в современном мире.