XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Белоэмигранты в экранизации пьесы М. А. Булгакова «Бег» (1971 г.)

Марина Сергеевна Лащенкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинозал
2017-04-20
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования являются образы участников Белого движения в фильме «Бег» (1971) режиссеров А. Алова и В. Наумова. Проводится художественно-исторический анализ особенностей изображения белогвардейцев в экранном отечественном искусстве. Путем сравнения кинолент выделяется ряд особенностей образов «белых»: контрастность характеров героев за счет антитезы, отсутствие полностью положительных персонажей и наличие внутреннего противоречия в каждом из них.

Тезисы

Главным материалом для аналитической части доклада является фильм «Бег». Также нами были привлечены для рассмотрения киноленты: «Сорок первый» Я. Протазанова (1927), «Чапаев» братьев Васильевых (1934), «Тихий Дон» С. Герасимова (1957), «Железный поток» Е. Дзигана (1967), «Пароль не нужен» Б. Григорьева (1967), «Служили два товарища» Е. Карелова (1968), «Белое солнце пустыни» В. Мотыля (1969), «Победитель» А. Ладынина, Э. Ходжикяна (1975), «Конь белый» Г. Рябова (1993).
Эволюция канонов изображения Белого движения в советском кино происходила постепенно, они становились свободнее в своей форме. Образ белогвардейца прошел путь от резко отрицательного персонажа с ложными убеждениями, вступавшего в контакты с иностранными интервентами, до отважного противника, способного любить Родину. Стоит отметить, что герои, принадлежащие к лагерю белых, в фильме Алова и Наумова получились разноликими. Такая разнохарактерность достигается путем противопоставления персонажей друг другу. Между жестоким, страдающим бессонницей генералом Хлудовым и лихим, обаятельным генералом-кавалеристом Чарнотой присутствует контраст умопомешательства и благоразумия. Авторы «Бега» — прежде всего М. А. Булгаков — не идеализировали участников Белого движения, показывая их сильные и слабые стороны. Спекулянты, приверженцы азартных игр, люди, не способные отвечать за свои военно-стратегические ошибки, и мужественные, прямодушные, бесстрашные участники Белого движения объединены одной идеей. В изображении белых отсутствуют полностью положительные персонажи. В каждом из них содержится внутреннее противоречие. Режиссеры стремились акцентировать внимание зрителя на сочувствии к людям, которых вырвали из привычной зоны комфортного существования и поместили в чуждую им страну. Теперь они вечные странники, обреченные на жизнь вдали от России. Режиссерами подчеркивался именно внутренний мир участников Белого движения и его метаморфозы.