XLVI Международная филологическая научная конференция

Преображение: От текста к иконе

Анатолий Алексеевич Алексеев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

кафедра библеистики
2017-03-14
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Преображение, евангелия, икона, крест славы, пастырь добрый.

Тезисы

Мк 9.1-9, Мф 17.1-9, Лк 9.28-36 описывают уникальное событие изменения внешности Иисуса в присутствии Моисея и Илии (transfiguratio), что в терминах религиозной типологии может быть истолковано как theophania или apotheosis. Отражение этого же или подобного события или сходные элементы находятся в эпизоде «Прославления» (Ин 12.22-32), а также в сцене «Гефсиманского борения» (Мк 14.32-42, Мф 26.36-46, Лк 22.39-46). Филологический анализ свидетельствует о исторической первичности версии Иоанна, богословие которого и в других случаях меньше подвержено внешним влияниям. Древнее изображение события сохранилось во фреске Синайского монастыря начала VI в. и точно описанию Марка. Мозаика того же времени из Классе (Равенна) заменяет фигуру Иисуса крестом, что признано отражением апокрифов и концепцией Второго пришествия (Dinkler E. Das Apsismosaik von S. Apollinare in Classe. Wiesbaden, 1964). В этом нет нужды, ибо «крест славы» — одна из опорных точек богословия Иоанна. Из Равенны же происходит одно из наиболее впечатляющих изображение Пастыря доброго (Ин 10.1-10), который также является уникальным богословским образом этого евангелия. «Пастырь добрый» характерен для римских катакомб II–IV вв. По всей вероятности, христианское празднование Преображения, возникнув в конце V в., ориентируется на синоптическую традицию и вытесняет более древний иконографический тип.