XLV Международная филологическая научная конференция

Мотив женской телесности в романе М. Этвуд «Рассказ Служанки»

Евгения Петровна Жаркова
Докладчик
аспирант
Воронежский государственный университет

190
2016-03-16
17:10 - 17:25

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу аспектов женской телесности в антиутопии канадской писательницы М. Этвуд «Рассказ Служанки», в которой обращение к насилию над телом позволяет автору создать убедительную картину подавления личности в тоталитарном социуме и одновременно показать значимость телесного начала в восстановлении утраченной духовной целостности. Докладчик стремится показать, что именно логикой телесности обусловливается не только проблематика, но и художественное своеобразие романа Этвуд.

Тезисы

Затрагивая тему интимных отношений между полами, антиутопия выявляет особый аспект насилия над личностью в тоталитарном государстве. Это и профанация сексуальных связей с пропагандой вседозволенности (Е. И. Замятин), и автоматизация процесса размножения как слияния изъятых из человеческих особей клеток и последующий контроль за их развитием (О. Хаксли), и подавление сферы сексуальности на уровне государственной политики (Дж. Оруэлл).
В русле отмеченной традиции находится антиутопия М. Этвуд «Рассказ Служанки» (1985). Население тоталитарного государства Галаад, подвергшееся радиоактивному загрязнению, поражает массовое бесплодие. Выход из ситуации власти находят в отборе женщин с сохранившейся репродуктивной функцией и распределении их в семьи элиты. Так называемые Служанки вынуждены подвергаться унизительной церемонии зачатия, при которой глава дома пытается их оплодотворить в присутствии собственной жены, имитируя таким образом семейные отношения как основу продления рода. Сами же Служанки, выносив плод, лишаются всяких прав на собственного ребенка.
Подавление личности предстает в романе Этвуд в первую очередь в аспекте телесного начала — как насилие и надругательство над женской плотью и материнством. Лишаясь имени, семьи, независимости, героиня теряет и контроль над самыми интимными сферами своей жизни. В отличие от классической антиутопии, где героями традиционно выступали мужчины, повествование в романе Этвуд связано с восприятием окружающего мира женщиной, причем на первый план выступают реакции на мир ее тела, что сама героиня осмысляет по-разному. С одной стороны, это ее внутреннее отчуждение от своего плотского естества, превращенного в объект эксплуатации и редцированного тоталитарным государством до «ходячей матки». С другой стороны, обращение к своему телесному началу становится для героини единственной возможностью не только осмыслить собственное положение, но и сопротивляться ему. Как следствие, особое значение обретают ощущения и переживания, связанные с жизнью женского тела, его потребностями и ритмами, а также ассоциативно подчиненные логике телесности воспоминания об имевшихся когда-то подлинно человеческих отношениях. В результате тело героини начинает выражать высшее, личностное начало, выступающее против физического и духовного насилия. При этом она обретает союзников, что дает ей шанс на спасение из Галаада.
Мотив тела, обусловливая проблематику романа, одновременно становится ведущим принципом пространственно-временной организации антиутопии Этвуд, определяет векторы развития сюжета и повествования, особенности системы персонажей.