XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Феномен популярности В. С. Высоцкого как поэта эпохи соцреализма

Шуайань Линь
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён анализу поэтического творчества Владимира Семёновича Высоцкого через призму соцреализма. Рассматриваются основные темы его поэтических произведений.
В докладе обобщены идеи и суждения современников Высоцкого, литературных и музыкальных критиков и наиболее видных представителей актёрской среды и шоу-бизнеса, на основе которых составлено собственное уникальное мнение автора о творчестве В. С. Высоцкого и дана индивидуальная оценка его стихотворений.

Тезисы

Ключевые слова: Высоцкий; автор-исполнитель; шестидесятники; соцреализм; обоснование популярности

Доклад посвящен В. С. Высоцкому как литератору, поэту-шестидесятнику, одному из представителей эпохи соцреализма. Изученные материалы позволили автору доклада составить собственное мнение о личности и творчестве Высоцкого и дать им собственную характеристику.
Анализировать творчество Высоцкого, представляющее уникальное явление советской культуры — огромная ответственность. Высоцкий никогда не пел свои песни свысока, не был «над зрителями». Он творил «от сердца», с полной самоотдачей. Торопился жить, писать, примерял на себя образы, характеры и судьбы других людей, передавал в своем творчестве их мысли, манеру речи, был убедителен и талантлив. 
На основании проведенного анализа был сделан вывод о том, что успешность и востребованность данного поэта среди широкой публики определяют такие факторы, как уникальность манеры исполнения собственных стихов, положенных на музыку, живость предлагаемых образов, искренность и неповторимость песенных интонаций автора-исполнителя, а также его роли в кино и театре, принёсшие Высоцкому огромную популярность. Именно благодаря исключительному правдоподобию воплощенных Высоцким образов и событий уровень народной любви был столь высоким.
Т. к. поэт творил в эпоху развитого социализма, при социалистическом строе и в социалистическом государстве, можно говорить о понятии «соцреализма» в его творчестве. Под словом «реализм» подразумевается действительность «без прикрас», натуралистичность описываемых образов, «вживание» в роль в каждой исполненной песне, возможности, предоставленные читателю, живо представить каждую описанную в отдельно взятом стихотворении ситуацию. При оценке произведений данного автора можно сказать об их практической значимости в обществе, поскольку каждый человек получал возможность узнать в том или ином стихотворении себя или своих знакомых. Таким образом, основная роль данного автора — рупор реальности, не поступающийся своими принципами, не допускающий компромиссов с совестью.