XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Онейрическое пространство в кайданах Лафкадио Хирна

Мария Евгеньевна Малышева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён исследованию онейрических мотивов в сборнике кайданов Лафкадио Хирна «KWAIDAN: Stories and Studies of Strange Things» 1904 года. Особенно интересным оказывается факт двойственного отношения к феномену сновидения как к метафорической репрезентации одновременно смерти и пробуждения за счёт взаимодействия культур условных Востока и Запада внутри поля одного художественного произведения. 

Тезисы

Ключевые слова: онейрические мотивы; кайдан; поэтика сновидения

В докладе исследуются онейрические мотивы на материале сборника кайданов Лафкадио Хирна «KWAIDAN: Stories and Studies of Strange Things» 1904 года. 
Лафкадио Хирн — ирландско-американский журналист и писатель греческого происхождения, обретший духовную родину и новое имя на берегах Японии эпохи Мэйдзи, став одним из первых и лучших «интерпретаторов» Японии. Сборник был создан Хирном во время политического и экономического «раскупоривания» Японии, её перехода от самоизолированной феодальной страны к модернизированному государству, активно сотрудничающему с Западом и перенимающему его технологические, философские, научные и эстетические идеи.
Сборник, ставший материалом настоящего исследования, — последнее произведение Лафкадио Хирна, изданное при жизни. Автор обращается к необычному жанру — кайдан, традиционный японский рассказ о встречах со сверхъестественным. Происхождением кайдан обязан жанрам устного народного творчества, имеющим тесную связь с древней японской мифологией: мифами, легендами, рассказами о таинственном (симпитэкина ханаси), страшными рассказами (коваи ханаси), рассказами об удивительном (мэдзурасии ханаси). Одним из главных мотивов в жанре кайдана является онейрический мотив, который репрезентирует пороговое, переходное состояние. Оставаясь историей о призраках и чудесах, кайдан приобретает амбивалентность, свойственную европейским новеллам, относящимся к готической или фантастической литературе. Мотив сна в кайдане, во время которого осуществляется переход из одной реальности в другую, театрализованные смеховые ситуации квазиразоблачения делают кайданы Хирна наследником романтической поэтики По в той же мере, как японской жанровой традиции.
Актуальность настоящего исследования связана с малой изученностью как Лафкадио Хирна, так и произведения «KWAIDAN: Stories and Studies of Strange Things» внутри русского литературоведения. 
Сон в поэтике Лафкадио Хирна — это не только распространённый композиционный приём организации художественного пространства и включения особой формы рефлексии. Трактовка снов обусловлена культурно и исторически и репрезентирует состояние конкретного общества и его отношения с иррациональным в определённое время.
Значимым открытием является факт двойственного отношения к феномену сновидения как к метафорической репрезентации одновременно смерти и пробуждения за счёт взаимодействия культур условных Востока и Запада внутри одного художественного произведения.
Сон в кайданах Хирна выполняет несколько функций:
1. Условие, благоприятное состояние, при котором душа может покинуть тело и стать динамической и независимой от физического существования в пространстве свободной структурой.
2. Специальное пространство, в котором разворачивается типическая художественная ситуация встречи душ.