XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Правда о деле Савольты» Э. Мендосы в свете жанрового своеобразия творчества писателя

Александр Игоревич Слышенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Настоящий доклад посвящен первому роману Эдуардо Мендосы «Правда о деле Савольты» и его связи с различными жанровыми «линиями» в творчестве автора. Выдвигается гипотеза, что роман содержит характерные элементы всех «линий», которые позже будут широко представлены в творчестве автора, за исключением фантастического романа. К ним относятся иронический детектив, городской роман и испанский политический роман. В докладе обращается внимание на значение традиции испанской пикарески в творчестве автора.

Тезисы

Ключевые слова: испанский постмодернизм; Э. Мендоса; иронический детектив; городской роман; политический роман

Эдуардо Мендоса — один из ключевых испанских писателей современной испанской литературы, лауреат премии Сервантеса и премии «Планета». «Правда о деле Савольты» (далее — «Правда») — первый роман Э. Мендосы — был опубликован за несколько месяцев до смерти Франко и стал предвестником нового этапа в испанской литературе.
В творчестве Э. Мендосы можно выделить несколько «линий». С некоторыми оговорками эти «линии» можно провести, сортируя произведения по жанровой «доминанте»:
1. Иронический детектив — серия о безымянном детективе (detective anónimo).
2. Городской роман (novela urbana) — «Город чудес».
3. Исторический/политический роман — «Кошачья свара. Мадрид, 1936».
4. Фантастический роман — «Нет вестей от Гурба», «Последний путь Горацио Доса».
«Правда» открывает собой линию исторического/политического романа, которая продолжится романом «Кошачья свара. Мадрид, 1936». При этом «Правда» не попадает под классические определения исторического романа. Обильные детали — имена, исторические факты, особенно заметные в первых главах — элемент игры с читателем, жанровой «маскировки». Иллюзия достоверности создается, чтобы быть разрушенной ироническим и абсурдным сюжетом (аналогичный прием используется в «Удивительном путешествии Помпония Флата»).
В процессе исследования жанровой специфики поздних произведений Э. Мендосы была сформулирована гипотеза: первый роман писателя содержит признаки вышеперечисленных жанровых форм (кроме фантастического романа), которые находят отражение в творчестве автора.
«Правда» как иронический детектив. Фирменный иронический детектив Э. Мендосы известен по серии книг о безымянном детективе, однако его элементы используются уже в первом романе, главный из них — сам безумный детектив, Немесио Кабра Гомес. Сумасшедший бродяга, который раскрывает дела лучше сотрудников правопорядка, — прототип безымянного детектива. Цикличные кихотовские «выезды» и возвращения в психлечебницу дополняют образ.
«Правда» как городской роман (novela urbana).
Почти все события «Правды» происходят в Барселоне — во многих произведениях Э. Мендосы этот город становится как бы моделью Испании в конкретный временной период. Улицы города — грязные, полные нищих, проституток и воров, где резиденции, дорогие отели и казино соседствуют (и неразрывно связаны) с оружейным заводом, торгующим с обеими сторонами конфликта — модель кризиса, постигшего Испанию.
«Правда» как политический роман (novela politico).
Политические рассуждения — пусть зачастую и иронические — дают повод отнести «Правду» к (под)жанру политического романа. При помощи иронических приемов Э. Мендоса рассуждает об испанской разобщенности, бедности, социальном расслоении и несостоятельности политических движений (не только 20-х, но и 70-х годов). В этой связи важна поэтика первого названия, забракованного франкистской цензурой — Los soldados de Cataluña ('солдаты Каталонии'), которое подчеркивало несостоятельность представленных Э. Мендосой персонажей — незадачливых революционеров, продажных журналистов, фальшивых коммерсантов и прочих.
Также стоит отметить связь «Правды» с испанской традицией плутовского романа: к плутам можно отнести несколько ключевых персонажей (протагониста Хавьера Миранду, афериста Леппринсе и бродягу Немесио Кабра Гомеса) и ряд второстепенных. Апелляция к эстетике плутовского романа свойственна произведениям Э. Мендосы вне зависимости от принадлежности к жанровой «линии».