XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Оппозиция лексико-семантических полей «благо» и «зло» (на материале «Первого послания Ивана Грозного Курбскому»)

Дарья Сергеевна Лесняк
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено системным связям в лексике Ивана Грозного. В докладе рассматривается система лексико-семантических полей «благо» и «зло» на материале «Первого послания Ивана Грозного Курбскому». Лексико-семантические поля «благо» и «зло» связаны с религиозным дискурсом, находятся в сферах влияния бога и дьявола соответственно, что отражается в языке послания. Анализ лексико-семантических полей показал, что конфликт Грозного и Курбского выражается на различных смысловых уровнях.

Тезисы

Ключевые слова: лексико-семантическое поле; Иван Грозный; Андрей Курбский

Лексико-семантическое поле определяется как инвентарь элементов, имеющих семантическую общность и связанных между собой системными отношениями [Стернин, 1985: 30]. Полевой метод впервые применяется для изучения лексики «Первого послания Ивана Грозного Курбскому», и в этом состоит новизна нашего исследования. Его актуальность обусловливается интересом к личности Ивана Грозного, попытками исследователей создать его четкий психологический портрет. Цель нашего исследования — через анализ лексики пролить свет на суть его конфликта с князем Андреем Курбским.
Категории добра и зла на Руси XVI в. являлись предметом исключительно религиозного дискурса. От такого рода представлений зависело и функционирование лексики: лексемы, семантически относящиеся к сфере влияния бога, выражали положительную характеристику, а лексемы, семантически связанные со сферой влияния дьявола, — отрицательную. В докладе анализируются лексемы, имеющие прямое отношение к данным сферам в силу семантики корня, а также лексемы, распространяющие влияние этих сфер непосредственно на участников конфликта — Грозного и Курбского.
В «Первом послании Ивана Грозного Курбскому» найдено 18 лексем с корнем зло и 20 лексем с корнем благо. Найденные слова различаются по частотности употребления и частеречной принадлежности, а также формируются в систему лексико-семантических полей.
Ядром лексико-семантического поля «благо» является лексема благо, а также ее синонимы — благодать и благость. В приядерной зоне формируются микрополя «бог» (благословение, благоволение и т. д.) и «человек» (благочестивый, благопокорливый и т. д.). Микрополе «человек» пересекается с микрополем «Грозный», в которые входят лексемы, характеризующие Грозного как достойного правителя.
Ядром лексико-семантического поля «зло» является собственно лексема зло; в приядерной зоне образуются микрополя «злодей» (злобный, злотворящий) и «злодеяние» (злочестие, озлобление и т. д.). С микрополем «злодей» пересекается микрополе «Курбский».
Микрополя «Курбский» и «Грозный» непосредственно связаны с лексико-семантическими полями «зло» и «добро», а также со сферами влияния дьявола и бога соответственно. Такая соотнесенность демонстрируется не только расположением микрополей, но и непосредственно лексически. Например, Грозный сопоставляет себя с Иисусом Христом, называя Курбского Июдой предателем: Како ли убо ты не со Июдою предателем равно причтешься! [Переписка, 1979: 29]. В тексте имеются отсылки и на то, что в восприятии Грозного Курбский находится в непосредственной связи с дьяволом: …яко же отец твой диявол научил тя есть [Переписка, 1979: 25].
Таким образом, лексико-семантические поля «благо» и «зло» не пересекаются друг с другом, состоят из ядерной и приядерной зоны. Система лексико-семантических полей демонстрирует радикальную оппозицию понятий «благо» и «зло», а также самого Грозного и Курбского. Конфликт Грозного и Курбского обладает двойной природой, т. к. в тексте выявляется соотнесенность Грозного с богом и Курбского с дьяволом. Фактически вырисовывается столкновение бога и дьявола в лице Грозного и Курбского.  

Литература:
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1979.
Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.