XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Библейские законы в трагедии И. В. Гёте «Фауст»

Анатолий Константинович Головатский
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Библейские смыслы и образы в трагедии «Фауст» изучены достаточно хорошо. Однако, стоит обратить внимание на то, как действуют законы Библии в художественном мире трагедии. Рассматривая, как в Библии исполняется тот или иной духовный закон и анализируя на предмет библейских мотивов текст «Фауста», мы можем предположить, на какие книги Библии опирался Гёте, и как он их осмыслял, иными словами, ограничивался ли он эстетическим и рациональным восприятием Библии, или же эта книга была для него чем-то большим, чем сборником древних мифов.

Тезисы

Ключевые слова: Гёте; Фауст; духовные законы; Гердер

При работе над трагедией «Фауст» И. В. Гёте стремился создать особый мир, в котором действуют духовные законы во-многом сходные с законами Библии. Именно в Библии ее авторами изображен мир, где Бог явно действует через людей и через обстоятельства. Все события, а также их последствия выстроены в соответствии с определенными правилами. Так, человек получает воздаяние за свои поступки не только после смерти, но и в земной жизни, нравственно либо совершенствуется, либо деградирует, а также всегда имеет возможность задуматься о покаянии и возвращении к Богу, который его примет, как блудного сына. Бог может попустить диаволу приступить к душе человека, в чем видно несомненное сходство между трагедией и Книгой Иова. В ряде аспектов прослеживается влияние на творчество Гёте идей И. Г. Гердера, а также в целом эпохи Просвещения. Гете и его современники воспринимали Библию по-новому, одновременно как синтез истории израильского народа и как модель мира, в котором человек может постичь себя самого. 
Плоскость обзора человеческой свободы в «Фаусте» является проекцией на художественный мир трагедии библейского понимания человеческой свободы. Во многих книгах Библии представлено, как грех влечет человека к себе, а тот теряет способность ему противостоять. И, таким образом, человек теряет собственную свободу и становится служителем греха. Как к Каину перед убийством Авеля был обращен голос Божий, так и к Фаусту перед его личной трагедией был обращен голос Божий, сначала через пасхальный колокольный звон церкви, расположенной неподалеку от его дома, а затем через слова Евангелия от Иоанна, которые он меняет на слова «Im Anfang war die Tat
Существуют разные версии того, почему Маргарита оказывается спасенной. На мой взгляд, основная причина заключается как раз в том, что в художественный мир трагедии Гете переносит библейское представление, в соответствии с которым Бог оценивает каждого человека не только по делам, но и по намерениям сердца. Об этом говорится в самых разных местах Священного Писания. В Книге пророка Иеремии звучат следующие слова: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» [Библия, 2004]. 
Сопоставление законов, в соответствии с которыми выстроены события трагедии, и библейских законов – одно из перспективных направлений для будущих научных трудов. Исследования в данной области помогут увидеть, на какие книги Библии Гете опирался, а также как он их воспринимал и осмыслял. 

Литература:
Библия. Синодальный перевод. М., 2004.