XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Военная очеркистика А. П. Платонова: проблема жанровых границ

Татьяна Павловна Озеринникова
Докладчик
магистрант 2 курса
Петрозаводский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В работе поставлена проблема жанровой дифференциации произведений Платонова периода Великой Отечественной войны и специфики жанра очерка в его военном творчестве. Освещен современный взгляд на проблему жанра, рассмотрены проблематика и поэтика очеркистики автора 1941—46 гг. В ходе анализа установлены основные виды военных очерков писателя: проблемный, портретный, путевой, исторический, батальный. Делается вывод, что в очеркистики Платонова военных лет значим внутри жанровый синтез, актуализированы бинарная художественно-публицистическая природа очерка и интеграция жанров очерка и рассказа.

Тезисы

Ключевые слова: очерк; военная литература; А. П. Платонов

Актуальность темы обусловлена малоизученностью очеркистики А. Платонова. Если военные рассказы писателя стали объектом системного, то исследований жанра очерка военных лет нет. Впервые проводится комплексный анализ очеркистики Платонова 1941—46 гг. Центральными текстами для анализа стали: «Труженик войны», «Два дня Никодима Максимова», «Прорыв на Запад», «Земля и небо Курска», «Апрельские будни», «В Могилеве», «На могилах русских солдат», «Сержант Шадрин». Данные произведения репрезентативны в представлении жанра очерка Платонова времен Великой Отечественной войны. Основные методы исследования: описательный, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный. Двойная художественно-публицистическая природа жанра очерка отмечена разными исследователями. «Очерк — оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления типичных представителей определенных социальных групп» [Алексеев, 1980: 114]. В ходе исследования мы выявили следующие виды военных очерков Платонова: проблемный, портретный, батальный, путевой, исторический (событийный). Писатель обращался к разным видам очерка, создавая внутрижанровый синтез: один текст представляет собой портретный и проблемный очерк, путевой и исторический и т. д. Например, очерк «Труженик войны» включает в себя элементы портретного очерка (характеристика сапера Ивана Толокно), а также батального и событийного (описание переправы). В документальном жанре автор интенсивно использует образный язык, в силу чего публицистическое высказывание получает философскую глубину. Так, в очерке «Земля и небо Курска» одна из центральных битв войны воссоздана в природно-космических образных координатах «земли» и «неба». Кольцевая образная композиция от заглавия до финала очерка символизирует несокрушимую силу народа, отстаивающего мир в мире. В ходе анализа выявлен общий образно-мотивный ряд в военных очерках и рассказах. Платонов использует образ дерева в рассказе «Божье дерево» и очерке «Молодой майор», где дан финальный образ-метафора с функцией обобщения: «Защитник родины–Древо народной жизни». И. А. Спиридонова пишет: «Образ дерева в военной прозе Платонова символизирует выход человека из войны в мир». [Спиридонова, 2005: 72]. Жанр очерка в период Великой Отечественной войны позволил Платонову, описывая конкретные события и реальных людей, выявлять закономерности и смыслы социально-развития исторических процессов и нравственного бытия человека.

Литература:
Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л.,1980.
Спиридонова И. А. «Внутри войны» (поэтика военных рассказов А. Платонова). Петрозаводск, 2005.