XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Влияние повествовательной структуры «Александрийского квартета» Лоренса Даррелла на читательское восприятие (на примере первого романа «Жюстин»)

Алёна Александровна Фирсова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Особенности повествования «Александрийского квартета» Лоренса Даррелла не раз становились темой исследовательских работ с точки зрения их значения для передачи эстетического замысла произведения, однако их влияние на читательское восприятие исследовано недостаточно. В рамках доклада исследуется повествовательная игра автора с читателем в «Жюстин» — первом романе тетралогии.

Тезисы

Ключевые слова: наррация; повествовательные уровни; метафикция; рецепция текста

Исследователи «Александрийского квартета» (1962 г.) Лоренса Даррелла (1912—1990 гг.) не всегда соглашаются в том, какие черты «Квартета» относятся к модернизму, а какие к постмодернизму, однако всеми признаётся как наличие в произведении сложных символических систем, так и неизменное его чувство игры и неопределённости. Последнее во многом достигается за счёт различных нарративных стратегий: по ходу повествования нам на протяжении трёх томов рассказывают одну и ту же историю с разных точек зрения, так что любой намёк на правду в первом томе оказывается пустышкой во втором, а потом, в четвёртом томе, предлагается, якобы, разрешение всех конфликтов и окончательная истина.
Центральная тема тетралогии — становление Художника. Образ Художника воплощён во многих персонажах, и прежде всего в начинающем писателе Л. Г. Дарли, от лица которого написаны три романа, два из которых представлены как результат творчества самого Дарли. Становление это заключается в поиске истины, прозрения, мистического Знания, только обретя которое художник сможет стать настоящим творцом. Разумеется, выбранная Дарреллом повествовательная игра во многом отражает этот поиск. Дарли, сталкиваясь с новой точкой зрения, переворачивающей его представление о событиях прошлого, учится признавать относительность любой истины и проходит путь от субъективности, выражения в творчестве исключительно лирического «я» к мастерству воображения, к способности сочинять и творить как настоящий писатель.
О том, как повествовательные стратегии «Квартета» помогают изобразить творческий рост Дарли написано довольно много исследовательских работ. Очевидно однако, что такая игра с формой серьёзно влияет не только на содержание текста, но и на его восприятие. Тем не менее, вопрос о рецептивных функциях наррации «Квартета» был освещён, на мой взгляд, в недостаточной степени.
Доклад представляет собой попытку проанализировать повествовательные стратегии Даррелла с точки зрения их направленности на читателя. В качестве объекта исследования в рамках доклада был выбран первый роман тетралогии, «Жюстин». Анализируются разные уровни повествования и их взаимопроникновения, благодаря которым у читателя создаётся определённое представление о нарративной структуре текста, влияющее на восприятие последующих романов.
В первом романе «Квартета» мы видим Дарли, который пишет роман под названием «Жюстин» и рефлексирует сам процесс письма, что можно считать классическим примером метафикции. Он ставит перед собой цель разобраться в самом себе и во всём, что произошло с ним в Александрии. Стиль его письма весьма импрессионистичен, он сам сознаётся, что выбирает только те моменты, которые считает важными для истории, и располагает их в том порядке, в котором они становились важными для него. Вся история рассказана исключительно с точки зрения Дарли, через призму его восприятия. Внимательный читатель уже в процессе чтения первого романа может начать сомневаться в истинности истории Дарли и в верности его трактовок. Однако в то же время сам Дарли становится всё более реальным, ведь всё внимание читателя сосредоточенно на рассказе о событиях в Александрии, в то время как сам рассказчик воспринимается как экстрадиегетический повествователь, как голос автора, несмотря на то, что он сам — это станет ясно уже гораздо позднее, в последних томах тетралогии — является интрадиегетическим рассказчиком, а в некоторых случаях и просто персонажем.