XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женский архетип в творчестве С. Д. Довлатова (на материале повести «Филиал: Записки редактора»)

Екатерина Владимировна Холоден
Докладчик
студент 3 курса
Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В центре внимания работы анализ образа главной героини повести С. Д. Довлатова «Филиал», отражающей архетип Анимы. В результате были уточнены особенности образа героини и сюжетной линии героя в связи с рядом проявленных качеств архетипа.

Тезисы

Ключевые слова: Довлатов; «Филиал»; архетип; Юнг; Анима

В литературе и искусстве существует множество произведений, которые отражают универсальные символические образы. К. Г. Юнг, швейцарский философ и психолог, определил их как архетипы, т. е. древнейшие, всеобщие образы.
В творчестве С. Д. Довлатова важную роль играют женские образы. В текстах автора женщины фигурируют в качестве героев («Блюз для Натэллы», «Компромисс» и др.) и в роли адресата посвящений («Заповедник», «Иностранка» и др.). В его произведениях можно увидеть ярко выраженный женский архетип, который является неотъемлемой частью мифопоэтической картины мира автора.
Несмотря на немалый интерес к творчеству Довлатова и обращение к нему многих исследователей и критиков, на данный момент женский образ остается недостаточно изученным аспектом.
Доклад посвящен изучению женского образа, представленного в повести Довлатова «Филиал: Записки редактора», в свете теории архетипов Юнга. Цель доклада — выявить особенности проявления женского архетипа в тексте Довлатова, проанализировать его символический характер и определить его значение для более глубокого понимания творчества автора.
В докладе использовались имманентный и психопоэтический методы.
Анима — один из основных архетипов, разработанных Юнгом. В ходе анализа авторских оценок, внешнего облика и поведения главной героини повести «Филиал», Таси, выявлено, что основные черты, определяющие архетип Анимы, явно представлены в ее образе.
Напр., согласно Юнгу, Анима являет собой «жизнь по ту сторону всех категорий» [Юнг, 1991: 62], с чем связана двойственность образа: она может представать как в возвышенном, так и в низком виде. Безупречной и легкой видится Тася главному герою, Далматову, при первой встрече: «Она высокая, стройная. Голубая импортная кофточка открывает шею. Тени лежат возле хрупких ключиц.» [Довлатов, 1999: 25], совсем другой она предстает перед ним в их встречу в Лос-Анджелесе спустя 15 лет после расставания: «Короче, я увидел Таську в невообразимом желтом одеянии.» [Довлатов, 1999: 23]. Однако, стоит отметить, что несмотря на это она не теряет своей красоты — Анима находится вне всех изменчивых категорий.
Связь с данным архетипом для героя — испытание, проверка его на мужество и духовную силу. После знакомства с Тасей рассказчик неоднократно решается на рискованные, необдуманные поступки: бросает учебу, уходит в армию: «Университет я бросил из-за нее. В армии оказался из-за нее…» [Довлатов, 1999: 30].
Появление Таси в Лос-Анджелесе, в отеле, в котором поселился Далматов, овеяно тревогой. В неприятном, настороженном ожидании замирает окружающий мир. В тексте мы находим следующие описания обстановки в номере отеля: «рев амбулаторной сирены», «странный запах болотной тины» и др. [Довлатов, 1999: 22]. О своем беспокойном состоянии рассказчик также указывает напрямую: «Я испытывал чувство страха» [Довлатов, 1999: 23]. В чертах, связанных с данным архетипом, Юнг видит особую магию, опасность.
Воссоздавая в своем произведении один из архетипов, Довлатов вносит в него всеобщий, издревле существовавший образ. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Перспективным, на наш взгляд, является изучение других архетипических образов, представленных женскими персонажами в произведениях автора.

Литература:
Довлатов С. Д. Филиал: Записки ведущего // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. СПб., 1999. С. 5—131.
Юнг К. Г. Архетип и символ. М: Ренессанс, 1991.