XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль гобелена в произведении «Серая ветка» А. И. Слаповского

Юлия Михайловна Замуреева
Докладчик
студент 3 курса
Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В статье проанализированы случаи, когда найденные символические образы изобразительного искусства обретают существенные смысловые функции в литературе. В сложном культурном диалоге гобелен играет роль смыслового катализатора, становясь отражением неоднозначного мира символов художественного произведения. Симбиоз мирового искусства и русской литературы порождает двойной эффект, подчеркивая идею применения новаторских форм А. И. Слаповским при взаимодействии с современным читателем.

Тезисы

Ключевые слова: Слаповский; современная проза; образ гобелена; символизм; семантика цвета

Цель исследования — определить роль и символику иллюстрации гобелена «Дама с единорогом» в произведении А. И. Слаповского «Серая ветка».
Научная новизна исследования состоит в проведенном впервые аспектном анализе, позволившем выявить образно-символическую структуру фоторомана.
Ранее фигурирующий в сюжетах произведений мировой литературы «Дневник путешественника» Жорж Санд и «Дама и единорог» Трейси Шевалье, на наш взгляд, гобелен служит средством воплощения идейно-смыслового содержания романа, актуализируя значимость семантики цвета, которая задается уже в названии. Символизм названия «Серая ветка» соответствует замыслу Слаповского в двух отношениях: это и станция метро, и ветвь генеалогического древа, отражающая связь трех поколений из прошлого, настоящего и будущего.
Цветовой характер композиции организуется благодаря ведущим цветам: красному и зеленому, в меньшей степени синему и коричневому, редко встречаются белый и черный. Особенность амбивалентности ведущего красного цвета сада отмечена как необходимость жизненного выбора и приближение необратимой трансформации в мироздании двух дуалистических начал — жизни и смерти, ада и рая. Обнаруженная насыщенность в одеянии дамы усиливается цветовым контрастом (красный и белый), содержащим в себе трагичность, а также светло-голубые узоры, ассоциирующиеся с чистотой помыслов и непорочностью [Пастуро, 2019]. Однако главное в гобелене — не личность дамы, а сам сюжет [Бейли, 1996].  
Изображение трех стволов деревьев сочетается с символикой этого числа в романе: три поколения, три дома. Акцентируется парность дополняющих друг друга образов — два кролика, демонические звери коза и обезьяна (передний план). Вносят динамизм дама и служанка, лев и единорог (средний план) в смысловом единстве и эмоциональном противопоставлении. Выявленная мифологизация символического образа единорога служит цели придания гобелену более возвышенного характера.
Существующий дуализм и последующий за тем выбор представлен контрастирующими фигурами единорога и льва, создает явную антитезу в зрительном восприятии. Сюжетный конфликт раскален до предела, только очищающая сила огня способна возродить героев к жизни, вырваться из порочного круга серого застоя, что служит ключевым аспектом в понимании действий героини рассказа Слаповского.
Исходная взаимосвязь изображения Грааля с названием гобелена «Вкус» осмысляется как поиск внутреннего совершенства и несбыточные желания [Кеннер, 2010: 133]. Именно вкус позволяет почувствовать любовь к ближнему, отмечал Джордж Бернард Шоу. Таким образом, наиболее значимым в настоящем исследовании оказывается то, как Слаповский, вступая в литературный диалог с Жорж Санд и Трейси Шевалье, использует в своем творчестве символическую деталь для раскрытия доминирующей темы невзаимной любви.

Литература: 

Бейли Г. Потерянный язык символов. М.,1996.
Кеннер Т. А. Символы и их скрытые значения: происхождение и тайный смысл знаков и символов современного мира. М., 2010.
Пастуро М. Красный. История цвета. М., 2019.
Слаповский А. И. Серая ветка. М., 2016.