LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Еще раз о державинском тексте в стихотворении И. Бродского «На смерть Жукова» / Once more about the Derzhavinian text in I. Brodsky’s poem “Na smert’ Zhukova”

Марина Валерьевна Пономарева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2023-03-16
18:45 - 19:15

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: И. Бродский, Г. Державин, поэтика, анализ текста, стихи на смерть
Keywords: I. Brodsky, G. Derzhavin, poetcs, analysis of text, verses on the death
Аннотация: В докладе рассматриваются связи стихотворения И. Бродского «На смерть Жукова» с принципами поэтики Г. Державина. Анализируются различные уровни поэтического текста: лексический, образный, композиционный.
The article deals with the relations of I. Brodsky’s poem “Na smert’ Zhukova” and the principles of Derzhavin’s poetry. Different levels of poetic text are analyzed, such as the lexical, the figurative and the compositional.

Тезисы

1. Связь стихотворения И. Бродского «На смерть Жукова» (1974) с одой Г. Державина «Снигирь» (1800) неоднократно попадала в поле зрения исследователей. При сопоставлении двух произведений, помимо прямой отсылки, содержащейся в заключительных строках стихотворения Бродского, к державинскому тексту, исследователи указывают на общий повод для написания произведений (смерть полководца), сходство их темы, сравнивают такие формальные показатели стихотворений, как размер и строфика [Лотман 2002], анализируют композиционные особенности текстов и принципы изображения полководцев [Павлов, Бударагина 2020]. При этом в двух рассматриваемых произведениях отмечаются не только формальные и содержательные параллели, но и их отличия, полемичность Бродского по отношению к державинской оде.
В качестве отдельной проблемы можно выделить проблему интерпретации стихотворения Бродского исследователями и читателями, которые демонстрируют прямо противоположные точки зрения — от «антижуковской» до советско-патриотической трактовки текста. Как правило, анализ стихотворения «На смерть Жукова» ограничивается привлечением и фрагментарным рассмотрением одного конкретного текста Державина, либо самыми общими указаниями на контекст русской поэзии XVIII столетия, упоминаниями интереса Бродского к этому периоду. Привлечение более широкого контекста державинского творчества представляет собой скорее исключение [Лазарчук 1995].
В то же время детальный анализ державинского «Снигиря», во-первых, подключение других стихотворений Державина, во-вторых, и, в-третьих, обращение к общим принципам и законам державинской поэтики обладают, на наш взгляд, большим потенциалом для выявления более сложных и многогранных взаимоотношений между двумя рассматриваемыми произведениями и — шире — художественными мирами поэтов. В докладе исследуются несколько уровней текста, на которых обнаруживаются различные связи двух сопоставляемых стихотворений.

2. На образном уровне можно наблюдать ряд повторов, сделанных Бродским вслед за державинским «Снигирем». Это может быть повторением конкретных лексем или их синонимов, например, «гроб», «меч», «лошадь» как пример употребления Бродским синонима (Державин: «ездить на кляче» 
– Бродский: «лошади круп»). Но есть и более сложно организованные повторы — так, например, единственный эпитет, который использует Бродский для характеристики Жукова — «пламенный» — соотносится, на наш взгляд, с деепричастием «пылая», описывающим действия Суворова. Слова-образы, которые возникают в обоих в стихотворениях, указывают на комплекс тем, связанных со смертью, войной, славой и их интерпретациями поэтами XVIII и XX вв.

3. Один из главных принципов державинской поэтики — столкновение великого и малого, высокого и низкого, в том числе на лексическом уровне. В «Снигире» этот принцип используется Державиным при изображении полководца. Во второй строфе стихотворения Державин создает сложный образ Суворова, в котором совмещаются черты идеального полководца и частного человека. Это достигается Державиным благодаря сталкиванию и одновременно объединению стилистически разнородных описаний героя, чередованию высокого, идеального плана со сниженным и бытовым.
В изображении Жукова Бродский обращается к данному державинскому приему, используя лексику, относящуюся к разным стилистическим пластам, напр.: «в регалии убранный труп», «Маршал! Поглотит алчная Лета / эти слова и твои прахоря». Один и тот же прием играет разные функции в исследуемых стихотворениях: в державинской оде идеальный Суворов-герой приобретает конкретные, узнаваемые черты Суворова-человека, благодаря чему его образ становится более интимным, приближенным к читателю, в стихотворении Бродского происходит, скорее, «расчеловечивание» полководца Жукова, его обезличивание до трупа и прахорей (жарг. сапоги).

4. Другой чертой державинских од является общая для словесности XVIII в. особенность, связанная с иерархичностью сознания той эпохи, которую в самом общем виде можно описать как движение от общего/идеального/универсального к частному/личному/конкретному. В лирике Державина она может проявляться в композиционной структуре поэтических текстов, в частности, в иерархии примеров, иллюстрирующих какое-либо понятие (см., напр., «Мой истукан»).
В стихотворении Бродского Жуков сравнивается с античными историческими деятелями (подобные параллели с античными образцами являются общей чертой XVIII в.): военное мастерство маршала сопоставляется с мастерством Ганнибала, а его отставка с обстоятельствами конца жизни Велизария и Помпея. Жуков сравнивается также с Суворовым — это сравнение не выражено прямо, но через отсылку к державинскому произведению присутствует имплицитно. Можно говорить о том, что таким образом Бродский реализует описанный выше державинский прием.

5. Между стихотворением Бродского и державинской лирикой обнаруживается еще одна любопытная параллель. В оде «Водопад», посвященной кончине генерала-фельдмаршала Г. А. Потемкина, Державин использует рифму «потомки — Потемкин». Образованную аналогичным образом рифмопару встречаем у Бродского: «внуков — Жуков». Подобное наблюдение, вкупе с другими композиционными особенностями стихотворения «На смерть Жукова», позволяет поставить вопрос о сходстве принципов с точки зрения временной организации текста, которые встречаются в одическом жанре и ораторской прозе и стихотворении Бродского.

Литература

Лазарчук Р. М.
«На смерть Жукова» И. Бродского и «Снигирь» Г. Державина (проблема традиции) // Русская литература. 1995. № 2. С. 241
–247.
Лотман М. Ю.
«На смерть Жукова» // Как работает стихотворение Бродского. Из исследований славистов на Западе. М., 2002. С. 64
–76.
Павлов С. Г., Бударагина Е. И.
И. Бродский. «На смерть Жукова»: опыт лингвистической герменевтики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. № 4. С. 210
216.