LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Сигнальные функции внешности в драматургии М. А. Булгакова 1920-х гг.

Вэйци Лян
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

214
2023-03-17
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова:«Дни Турбиных»; «Зойкина квартира»; «Бег»; русская драматургия 1920-х гг.; оппозиция «свое – чужое»

Аннотация: Доклад посвящен анализу сигнальных функций внешности в пьесах М. Булгакова «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Бег». Делается вывод о том, что внешность служит важным идентификатором принадлежности человека к своим или чужим, диктуя героям в условиях острых конфликтных ситуаций определенное отношение друг к другу.

Keywords:“Days of the Turbins”, “Zoyka’s Apartment”, “Flight”, Russian Drama of the 1920s, the opposition “one’s own – other’s”.

Abstract: The report is devoted to the study of the signal functions of appearance in the plays of M. Bulgakov “Days of the Turbins”, “Zoyka’s Apartment” and “Flight”. It is concluded that the appearance serves as an important identifier of a person's belonging to one's own or others, dictating a certain attitude towards each other to the characters in the conditions of acute conflict situations.

Тезисы

Внешность имеет важное значение для Булгакова и его героев, поскольку вообще в процессе межличностного взаимодействия люди используют разные способы, чтобы определить, свой перед ними или чужой, а внешность служит важным опознавательным знаком, по которым осуществляется дифференциация. В пьесах Булгакова 1920-х гг. «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Бег» она выступает как маркер, сигнализирующий персонажам и зрителю, как относиться к тому или иному лицу. Однако, мы не будем рассматривать все аспекты этой проблемы, а ограничимся некоторыми наблюдениями.
На влечение или неприязнь действующих лиц друг к другу, на их объединение в коллектив, противостоящий остальным, заметно влияют субъективные симпатии, в том числе и к внешности окружающих. Персонажи часто связывают наружный облик с внутренним миром человека и, исходя из этого комплексного представления, сближаются или устанавливают дистанцию с кем-либо. Например, в начале пьесы «Зойкина квартира», где восприятие сочетания физических и психологических качеств (гораздо больше, чем социокультурных и т. п.) влияет на взаимоотношения хозяйки квартиры и управдома.
В военной среде, к которой принадлежат главные герои «Дней Турбиных», традиционно большое внимание уделяется физической форме, прежде всего именно по ней оценивают потенциального союзника и противника. Здесь культивируется и рыцарственное почитание женской красоты. Тождество внешней и внутренней красоты Турбиных и их ближайшего круга подразумевается, хотя прямо и не декларируется (подробно обсуждать достоинства мужской внешности в этой среде не принято). Косвенным подтверждением может служить роман «Белая гвардия» как претекст пьесы, где не раз упоминается, что Мышлаевский красив и привлекателен. В авторской ремарке в первом действии свидетельствует о том, что Шервинский также очень красив. Все члены турбинского дома заявляют себя поклонниками красоты, воплощением которой выступает для них Елена, а некрасивые внешне (а значит и внутренне) люди (Тальберг, Лисович и его жена) отторгаются ими как чужие. Поклоняющееся Елене ее окружение подчеркивает противоположность, несовместимость героини и ее мужа на основании их духовной несоразмерности, которая прежде всего выражается во внешнем их контрасте.
Эстетический критерий при оценке личности присущ и персонажам «Зойкиной квартиры», поэтому столь важную роль приобретает для многих из них Алла Вадимовна, которую драматург охарактеризовал очень красивой. Отрицательные внешние и внутренние качества, вызывающие общее отторжение, прочно связаны и в этой пьесе, что видно на примере авторской характеристики Гуся как толстого, квадратного, лысоватого и наглого. Исходя из эстетических впечатлений, большинство действующих лиц прониклось доверием и к Херувиму, который очаровывает всех с первого взгляда.
Важной особенностью внешности Херувима, позволившей стать «своим» человеком в зойкиной квартире, кроме «невинности», является и экзотичность. Монголоидные черты молодого слуги порождали определенные культурные ассоциации, напоминающие детские куколки и декоративные фигурки китайцев, часто украшавшие до революции интерьеры состоятельных домов. Созерцание Херувима погружало в атмосферу детства и праздника, давало ощущение безопасности и счастья. Создавая в советской Москве уголок псевдоаристократического Парижа, Зоя намеренно нанимает китайца для привлечения публики, падкой на модную экзотику. Впрочем, для Зои при установлении отношений с китайцами, расовый аспект служит не главным критерием идентификации. Её внимание привлекает именно психологические ассоциации, которые вызывает лицо Херувима. Не случайно, другой китаец Газолин у всех вызывает антипатию прежде всего из-за внешней непривлекательности. Аметистова как идеолога и дизайнера зойкиного предприятия черты лица, прическа и наряд Херувима интересуют также именно как этнический маркер.
В «Беге» внешности персонажей, портреты которых сложнее, противоречивее, уделяется меньше внимания, но и здесь по ней судят о человеке. Хлудов отзывается о Голубкове, что последний производит приятное впечатление, основываясь лишь на его наружности. Мимолетная красота Люськи, находящейся в Константинополе, служит воплощением и духовной сущности, героини, и социально-бытового состояния (как порождение неутолимого голода, спутника нищеты).  Болезненность присуща облику многих героев «Бега», эта черта вызывает отчуждение, но поскольку она не является неотъемлемой сущностью действующих лиц, то неприязнь к ним может сочетаться с состраданием.
Чаще всего булгаковские персонажи используют по отношению к влекущим их к себе людям эпитет «симпатичный», положительно, но в умеренной степени характеризующий одновременно и наружный, и психологический портрет и причисляющий его обладателя к числу «своих». Особенно часто данная характеристика звучит в речи Мышлаевского.В «Беге» в той же функции, что слово «симпатичный» (также часто в ироническом смысле) используется оборот «искренний человек», уже лишенный связи с внешностью, но в данном контексте указывающий на принадлежность к душевно близкому сообществу. 
Таким образом, мы видим, что внешность служит идентификатором принадлежности человека к своим или чужим, диктуя героям в условиях острых конфликтных ситуаций определенное отношение друг к другу.  Хотя это далеко не единственный маркер такого рода, но его очень важно учитывать при анализе текстов.