XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Жанры устной речи. Жалоба

Стефания Алексеевна Иванова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-21
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В статье рассматриваются особенности жалобы как устного речевого жанра. Материалом для работы послужили интервью, проведенные летом 2019 г. в г. Ревда и Екатеринбург Свердловской обл. и в д. Локотцы Тверской обл., интервью из фольклорного архива СПбГУ и интервью, собранные в феврале 2022 г. Результаты исследования позволили создать динамическую модель этого жанра, а также выделить общую картину мира, которую конструирует данный жанр.

Тезисы

Предметом исследования стали устные жалобы. Приведем словарное определение жалобы (МАС): «Выражение неудовольствия, печали, сетование по поводу неприятностей, боли и т. п.».
Собранные тексты обладают стилистическими, интонационными, лингвистическими особенностями, выражаются в форме законченных речевых актов, предполагают определенную реакцию адресата. Выявление подобных характеристик позволяет нам говорить о жалобе как о речевом жанре, в традиции М. М. Бахтина, основой которого являются законченные высказывания как единицы речевого общения. Бахтин выделял два уровня взаимосвязи жанра: действительность жанра и действительность, доступная жанру.
Проблема определения речевых жанров и их характеристики была рассмотрена в работах Бахтина, Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, М. В. Пановой, Т. В. Шмелевой, Г. Браун, Г. Гюлем и др. Развивая теорию предложенную Бахтиным, ученые выделяли разные аспекты, лежащие в основе данного жанра: социальный, психолингвистический и социальнопрагматический. В работе была использована концепция, предложенная В. В. Дементьевым, согласно которой жалоба — фатический речевой жанр, косвенной целью которого является улучшение межличностных отношений. Коммуникация в данном жанре является планируемой и косвенной.
Материалом послужили 14 интервью, записанные в ходе городской практики летом 2019 г. в г. Ревда и Екатеринбург Свердловской области, также интервью, которые были записаны в д. Локотцы Кувшиновского района Тверской области. Десять интервью содержат литании, оставшиеся 4 — разговоры об этом речевом жанре. Также материалом послужили 31 интервью из фольклорного архива СПбГУ Кировской, Вологодской, Архангельской коллекций и 12 интервью, записанных в феврале 2022 г. в Санкт-Петербурге.
В исследовании была использована методика, разработанная М. Д. Новиковой-Грунд для выявления уникальной картины мира индивида и ее отображения на тексты. С помощью анализа сюжетной схемы, количества объектов в тексте, места авторского персонажа среди них, а также синтаксических структур (агенсных/безагенсных), оценочных, семантических и синтаксических элементов, лингвистического и стилистического анализа был выделен общий сюжет, характерный для большинства жалоб. Сюжет «жертвы и преследователя», в котором адресант занимает позицию жертвы, манифестирует собственную беспомощность, а также указывает на агрессора/преследователя мнимого или реального.
В ходе работы была описана динамическая модель речевого жанра жалобы, которая учитывает коммуникативную ситуацию и статус участников. А также сделан вывод о прагматической задаче данного жанра, как способе осмысления и воссоздания социальной реальности.