XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Концепция «Москва — третий Рим» в поэзии А. С. Кушнера

Валерия Евгеньевна Морозова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Лексикология и стилистика русского языка (онлайн)
2022-04-19
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование историко-культурных концепций, связанных с территориально-мифологическим осмыслением пространства Москвы и Петербурга, остается актуальной проблемой современной филологии. В докладе представлен анализ поэтических текстов А. С. Кушнера, которые соотносятся с концепцией «Москва — третий Рим» в ее связи с петербургским мифом. Были изучены средства, которые использовались для развития данного концепта в языковой картине мира автора. Так, Петербург в мировом пространстве в большей степени приближается к греческой культурной полярности, тогда как Москва — к римской.

Тезисы

В докладе представлен анализ мифологических элементов, связанных с репрезентацией концепта «город», в поэтических текстах сборника А. С. Кушнера «Таврический сад». В ходе работы были исследованы языковые элементы, раскрывающие пространственную дихотомию Рима и Греции в их сопоставлении с оппозицией Москва — Петербург. Основным тезисом является то, что указанные пространства коррелируют в современном мировом устройстве и входят в единую систему пространственного разграничения. Так, Петербург является наследником греческой культуры, которая, по мысли автора, в большей степени соединяется с концептом «жизнь». Рим же находит свое продолжение в московском дискурсе, дуально противоположном. Данное представление включается в описываемую картину мира: «Для греков — жизнь любить, для римлян — умирать», — пишет автор. Стихотворения Кушнера были рассмотрены на различных языковых уровнях: фонетическом, ритмическом, лексико-семантическом, грамматическом. В результате подтвердилось наличие отсылок к упомянутым культурным точкам, однако данная тема требует более тщательного изучения в контексте петербургской поэзии 1980-х гг.