XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Визуальные образы как основа нарратива в раннем творчестве Дэвида Линча (1960–1970-е гг.)

Александр Дмитриевич Федотов
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кино|Текст (онлайн)
2022-04-21
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен периоду раннего творчества американского режиссера Дэвида Линча. Как замечал теоретик кино М. Шион, фильмы Линча переосмысляют устоявшуюся в Голливуде нарративную логику. Предполагается рассмотреть и проанализировать авторский подход Линча к нарративу и визуальному стилю.

Тезисы

В контексте раннего творчества американского режиссера Дэвида Линча особенно интересно восприятие его как режиссера-визионера. Период 1960–1970-х гг. стал для Линча переходным от живописи к кино. Именно в это время можно проследить, как формировался линчевский стиль, зарождаясь в первых короткометражных картинах и ярко воплотившись в полнометражном дебюте – фильме «Голова-ластик» (1977).
В докладе рассматриваются визуальные особенности стиля фильмов Линча 1960–1970-х гг. Авторский подход режиссера к операторской работе позволил создать запоминающиеся визуальные образы, играющие важную роль в фильмах. Отводя на второй план фабулу, Линч выстраивает повествование в ранних фильмах как чреду дополняющих друг друга визуальных образов и мотивов. Ранние фильмы Линча кажутся «бессюжетными», примечательно, что сценарий режиссерского дебюта «Голова-ластик» занял всего лишь 21 страницу. На примере раннего творчества режиссера можно убедиться, какую важную роль в нарративе фильма могут играть визуальные приемы.
Акценты в «бессюжетном» повествовании Линч выстраивает с помощью особого панорамирования камеры, наездов, крупных и сверхкрупных планов, черного цвета, светотеневых контрастов и линейных мотивов, близких к киноэкспрессионизму. Как и для киноэкспрессионистов, намеренное акцентирование Линчем внимания зрителя на формальных решениях имеет концептуальное значение. В фильмах американского режиссера нередко именно визуальные образы развивают сюжет и несут в себе смысловую нагрузку.