50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

"Мышление формы" и проблема маркеров границ переходных периодов

Irina Eduardovna Vasilyeva
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (213)
2022-03-16
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

переходная эпоха, русская культура последней трети XIX в., социальная эпистемология литературы, Достоевский, Гаршин, Чехов

Тезисы

В работах Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, А.В. Михайлова было продемонстрировано стремление рассмотреть феномен «переходных эпох» в контексте универсальной картины историко-литературного развития. Это значит, что внимание перемещалось с описания черт переходности на анализ изменений, затрагивающих «глубинные основания» литературы, «самый принцип осмысления слова в его отношении к действительности» (Михайлов 1997: 61–62).
«Эпоха безвременья» (80-ые гг. XIXв.) представляет собой один из эталонных переходных периодов. По сложившейся за XX в. традиции, в основе этой характеристики лежит социологическое объяснение переходных процессов данного периода — общий курс на обновление жизни как результат реформ и политической конфронтации находит свое отражение и в литературе. Описанию конкретных черт переходности — модернизации различных сфер культурной жизни и процессов размывания границ между ними, перестройки всей системы литературы, смены писательского типа и модели адресата, расширения и новой конфигурации читательской аудитории — посвящено большое количество исследований. Как правило, масштаб происходящих в социально-экономическом поле перемен механически переносится на поле литературы, находя подтверждение в фиксации разнообразных изменений. Однако вопрос, имеет ли данный процесс характер культурного сдвига, затрагивающего «глубинные основания» литературы, или происходящие трансформации, несмотря на всю их динамику и даже декларируемый разрыв с традицией, укладываются в логику единого длящегося «цикла» (В.Н. Топоров), по существу все еще остается открытым.
Как показано в докладе, анализ поэтического инструментария позднего Ф.М. Достоевского, классических авторов «эпохи безвременья» (В.М. Гаршина и А.П. Чехова) и социорецептивного резонанса творчества этих писателей позволяет выделить формируемые в эту эпоху различные варианты подхода к осмыслению слова в его отношении к действительности, что, в конечном итоге, дает возможность поставить вопрос о характере и масштабе происходящего в конце XIX в. культурного процесса. 
Доклад подготовлен по результатам исследования, проведенного при поддержке РНФ (проект 21-18-00527 «Литература "переходных эпох" как инструмент модернизации социальных связей») в ИРЛИ РАН.

Литература:
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 272 с.
Михайлов А.В. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века // Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 43–111.
Топоров В.Н. К вопросу о циклах в истории русской литературы //Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII–XX вв. Тезисы научн. конф. Таллин, 1985. С. 4–10.