49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Метафоризация вкусовых признаков в русском языке и картине мира

Анастасия Андреевна Полякова
Докладчик
аспирант
Томский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Пищевая метафора, признаковая метафора, образная лексика, когнитивная модель.

Тезисы

Когнитивное и семасиологическое исследование метафоризации вкусовых признаков. Материал исследования — около 200 образных единиц русского языка, отражающих метафоризацию свойств продуктов питания, которые метафорически мотивированы 15 прилагательными вкусный, горький, кислый, лакомый, пикантный, постный, приторный, пресный, пряный, свежий, сладкий, смачный, соленый, терпкий, тухлый. Семантика прилагательных, называющих вкусовые признаки продуктов питания связана с ощущением основных видов вкуса и комбинаций вкусовых оттенков; приятного или неприятного вкуса; качества продуктов, определяющего степень пригодности в пищу. Прилагательные с семантикой вкусовых свойств продуктов питания служат мотивирующей базой для образных номинаций, называющих широкий круг объектов. Яркая вкусовая насыщенность пикантных блюд и терпких напитков образно ассоциируется с чувственной, сексуально привлекательной внешностью. Неприятное ощущение от горького вкуса ассоциируется с грустью, печалью, обидой. Через метафору кислого вкуса образно характеризуется психологическое состояние человека, связанное с чувством неудовлетворенности, скукой. Резкий соленый вкус, а также пряный, пикантный вкусы образно ассоциируются с грубоватыми, пошлыми шутками, словами, выходящими за рамки приличия. Высокие вкусовые качества сладких и лакомых блюд уподобляются экономической привлекательности ценных и прибыльных объектов торгово-финансовой деятельности. Образные слова и выражения, мотивированные наименованиями вкусовых качеств, метафорически характеризуют объекты и явления различных сфер действительности: 1) внешность, эмоциональное состояние, характер и интеллектуальные способности человека; 2) речевые и художественные произведения; 3) объекты финансовой сферы; 4) отношение человека к явлениям и событиям жизни.