XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ поэта-демиурга в поэме Болеслава Лесьмяна «Пан Сверкальский»

Аида Альбертовна Алимурадова
Докладчик
студент 3 курса
Кубанский государственный университет

ауд. 201
2019-04-16
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен теме соперничества художника с Богом за статус равенства с последующим поражением человека в поэме Болеслава Лесьмяна «Пан Сверкальский». Сад одновременно выступает символом творчества и причиной соперничества. Художник представлен в поэме квазибогом, имитирующим творение мира. В конечном итоге созданный им сад рушится и выясняется, что в жизни Сверкальского все было иллюзией, даже его любовь к прекрасной девушке. Бог остается единственным истинным демиургом, а поэт лишь трагически пытается ему подражать.

Тезисы

Целью исследования нашего доклада является рассмотрение мотива соперничества художника как творца с Богом с последующим его поражением в поэме Б. Лесьмяна (1877—1937, Leśmian) «Пан Сверкальский» («Pan Błyszczyński»).
Художник — пан Сверкальский — создает сад — свой собственный мир в небольшом пространстве мироздания, тем самым уподобляясь Богу. Топос сада в литературе ассоциируется обычно с библейским райским садом. В фольклоре сад — источник чудесных плодов. Чаще всего сад имеет положительную коннотацию, однако у Лесьмяна он раскрывается с иной стороны.
Сад — такое же творение Сверкальского, как все мирозданье и Эдем являются творениями Бога. Как Творец прохаживался в Ветхом Завете по раю с человеком, так и главный герой поэмы прохаживается по землям своего творения. Пан Сверкальский создает свой сад из праха, т. е. из того, что мертво, и не причисляет своё творение к остальному миру, который сотворил Бог. Его художник возвел из тьмы, как Бог из тьмы в начале сотворил небо и землю. Таким образом он бросает вызов Богу, становясь его соперником-демиургом. Бог сотворял мир словом, Сверкальский творит сверканием своих очей. Глаза — источник его силы: он ими создает, ими проверяет сад и принуждает творения походить на истинные. Стремясь стать равным Богу, Сверкальский приглашает Его в свой вечный сад, возвышая себя как хозяина.
Поэту, образ которого так детально прописывает Лесьмян,  важно, чтобы его мир не был иллюзией, чтобы он был настоящим, подобно божественному. Однако в борьбе с Богом он проигрывает. Его мир — обман, иллюзия и предстает как порождение воображения, как вымышленный феномен, в котором все терпит поражение перед Создателем, а прежде всего проигрывает главный герой поэмы. С приходом истинного творца иллюзорное создание начинает разрушаться. Подлинная суть сада — не гармония, а безумие. Любовь Сверкальского, находящаяся в саду, — недостижимым романтическим образом. Таковым он является потому, что нереален. В нем не содержится ни жизни, ни смерти. В конечном итоге мир главного героя, являющийся порождением воображения, рушится, превращается в мертвый край, как и любовь.
В истории пана Сверкальского воплощается видение Лесьмяном трагической участи Поэта, которому никогда не сравниться с Богом.