XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эмоциональное воздействие в современных текстах СМИ (освещение экстремальных событий)

Анна Шимекова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-а
2019-04-19
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен обзору результатов исследования в области анализа публицистических текстов, которые освещают экстремальные события. В проанализированных текстах выявлены речевые стратегии авторов текста, осуществляющиеся с помощью речевых сигналов. В результате прагмалингвистического анализа созданы речевые портреты авторов. Также представлены списки эмотивов, использованных для эмоционального воздействия на читателя. Предлагается механизм анализа для детального выявления скрытого или косвенного эмоционального воздействия автора текста СМИ на читателя.

Тезисы

В настоящее время широко обсуждается вопрос языкового воздействия, а также проблема эмотивности текста. В публицистических текстах СМИ всё чаще появляются аналитические комментарии и репортажи, в которых освещаются разного рода экстремальные события. Экстремальное событие понимается нами как событие, угрожающее человеку или группе людей, приводящее к трагическим последствиям, когда обнаружены пострадавшие и погибшие, которые никак не могли предотвратить ряд ситуаций, образующих данное экстремальное событие. Такого рода событие — пожар, теракт, врыв газа и т. п. — обычно вызывает в обществе большой резонанс. Подобные события вызывают у людей множество эмоций, отраженных в речи.
В исследовании мы сосредоточились на речевом портрете авторов текстов об экстремальных событиях. Данный портрет мы выявили путём объективного прагмалингвистического анализа. Подобный анализ был проведен для выявления речевых сигналов, выступающих в качестве единиц речевой стратегии. При помощи такой стратегии автор осуществляет скрытое речевое воздействие. На основании анализа выявленных речевых сигналов стало возможным определить их эмотивность.
В ходе исследования мы пытались ответить на два вопроса: 1) какая цель была у автора текста — вызвать положительные или отрицательные эмоции у читателя; 2) какие типы единиц-эмотивов были использованы автором для достижения данной цели. Необходимым является также установление характера воздействия — является ли оно действительно скрытым? Действительно ли его присутствие в тексте не осознается ни автором, ни читателем? Результаты нашего исследования позволят ответить на данные вопросы.