XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Пауза как потенциальный маркер перемены роли в спонтанном диалоге

Алексей Константинович Плотников
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 157
2019-04-19
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование направленно на рассмотрение пауз в качестве основных лингвистических маркеров, являющихся признаками смены ролей (мены говорящего и слушающего) в спонтанном диалоге. Материал исследования — корпус русской спонтанной диалогической речи CoRuSS, который был использован при создании стимула для аудиторского эксперимента. Была смоделирована ситуация непосредственного речевого взаимодействия, при которой информант выполнял роль участника спонтанного диалога. По итогам исследования были проанализированы случаи опознания паузы как маркера смены роли в диалоге.

Тезисы

Перерывы в фонации являются одними из ключевых признаков изменении роли в диалогической речи, поскольку они чаще всего возникают в промежутке между репликами собеседников. Однако появление паузы в речевом сигнале не всегда указывает на окончание реплики, поскольку существуют паузы, находящиеся внутри реплики, указывающие на то, что собеседник ещё не закончил свою мысль и готовится продолжить говорить.
Для того, чтобы подробно исследовать роль пауз в процессе предсказания конца реплики в спонтанном диалоге, был проведён аудиторский эксперимент, в котором приняли участие 6 информантов.
В качестве материала для эксперимента был выбран корпус спонтанных диалогов на русском языке CoRuSS. Стимулы для эксперимента были составлены в виде последовательности реплик одного из дикторов, принимавших участие в диалоге. Стимулы представляли собой цепочку реплик выбранного диктора. В тех случаях, когда реплику сменяла пауза, она сохранялась в полном объёме. Реплики второго диктора были полностью вырезаны из аудиоматериала вместе с паузами, которым они предшествовали.
Участникам эксперимента предъявлялся стимул длиной 5 мин. 23 сек. Информантам предлагалось прослушать аудиоматериал и разбить его на отрезки, которые бы соответствовали, по их мнению, репликам говорящего, которые предположительно могли бы вызвать ответную реплику.
Анализ экспериментальных данных показал следующее.
1. Всего предъявляемый материал содержал 103 паузы, 42 из них находились на границах реплик, 61 
 внутри самих реплик. Информанты определили границы реплик в местах пауз в 70 случаях, 37 из которых были на реальных границах реплик, 33 находились внутри. Граница считалась определённой, если её установил хотя бы один информант.
2. Длина пауз в материале варьировала в пределах от 100 до 7847 мс.
3. При реализации перед паузой нисходящего мелодического контура, выражающего завершенность, реакция участников эксперимента наступала в среднем через 220 мс после прекращения фонации, а при интонации незавершенности 
— через 400 мс.
4. При появлении придыхания или ларингализации на конце фразы по меньшей мере 4 из 6 информантов отмечали границы реплики.
5. Ларингализация встречалась на конце фраз в двенадцати случаях на протяжении всего стимула, придыхание 
— в восьми.
Данные результаты носят характер наблюдений в силу небольшого размера выборки и количества информантов. В дальнейшем предполагается увеличить выборку и провести на основании большего количества информантов детальный анализ каждого из вышеперечисленных наблюдений.