XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Толкование Библии в «Макарьевском корпусе»

Александр Климович Цой
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

каф. библеистики
2019-04-17
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается толкование Библии в «Макарьевском корпусе» и выявляются источники влияния на данную экзегезу как платоновской традиции, так и ранней еврейской мистической литературы.

Тезисы

Количественный рост христианской церкви в течение II—III вв. н. э. и последующее установление христианства в качестве государственной религии Римской империи вызвали смещение предметной области христианской литературы от апологетики к исследованию вопроса о спасении отдельного человека.
В это же время происходит усвоение христианством элементов аскетизма античной философии и появляются тексты, отражающие идеи созерцательно-мистического аскетизма. Они широко представлены в трудах Климента Александрийского и Оригена, учителей Александрийской школы конца II — первой половины III вв. Для творчества этих богословов характерно аллегорическое толкование Библии, понимание духовного пути христианина как свободного послушания Богу, и осознание высшей ступени этого пути как «ведения» (гнῶуйт) Бога.
В III—IV вв. возникает и развивается монашество, опыт духовной жизни которого был богословски осмыслен авторами IV в. Именно в сочинениях этой эпохи нашли отражение основные богословские идеи и образы, которые впоследствии нашли развитие и осмысление в восточной монашеской традиции. Из всех этих творений наиболее известным является, безусловно, «Макарьевский корпус». В период существования в рукописях он цитировался в древней сирийской литературе. Большое влияние он оказал на поздневизантийское богословие, начиная от Симеона Нового Богослова, и, особенно, во время паламистских споров.
На сегодняшний день существует четыре типа сборников слов и посланий данного корпуса, из которых отечественному читателю наиболее известен II тип. Его композиция обладает наибольшей стройностью и единством, и использует в качестве введения гомилию с толкованием видения пророка из первой главы книги Иезекииля. Именно она является лейтмотивом всего корпуса. В самой пророческой книге это видение также играет роль пролога, вводящего в основную проблематику всей книги. Публикация в 1941 году Г. Шолемом работы «Основные течения в еврейской мистике» вызвала рост интереса к литературе этого направления.
В некоторых современных исследованиях раннего христианства подвергается сомнению привычное мнение о платонизме как основном источнике влияния на мистическое направление христианской аскетики, и в качестве такого источника предлагаются ветхозаветные апокалиптические апокрифы и литература Хейхалот. В докладе рассматривается толкование Библии в первой гомилии собрания II типа «Макарьевского корпуса» и выявляется влияние на экзегезу и основные идеи этого текста, как платонической традиции, так и ранней иудейской мистики.