XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Память о сталинских репрессиях в официальной советской литературе

Кирилл Алексеевич Девотченко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2019-04-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет представлен подробный обзор произведений советской литературы времён «эпохи застоя», в которых так или иначе присутствуют упоминания о сталинских репрессиях и лагерях: пьес «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова, «Пять вечеров» А. М. Володина, «Счастье моё» А. М. Червинского, рассказов Ю. П. Казакова «Голубое и зелёное» и «Во сне ты горько плакал», романа В. А. Кочетова «Чего же ты хочешь?». Рассматривается вопрос, как советской литературе удавалось говорить о том, о чём говорить было запрещено, сохранять память о самых страшных страницах нашей истории.

Тезисы

В 1964 г., когда генеральным секретарём ЦК КПСС был назначен Л. И. Брежнев, власть стала отказываться от многих решений, принятых во время правления Н. С. Хрущёва, — в т. ч. от решений ХХ съезда. Все надежды на то, что о лагерях отныне будет можно открыто говорить и писать, быстро развеялись.
Лагерная тема в отечественной литературе была закрыта, а преступления сталинского режима, начавшие было получать огласку, вновь стали замалчиваться. У людей, у которых отняли жизни и молодость, начали отнимать ещё и память.
Время от времени упоминания о репрессиях и исправительных лагерях всё-таки могли проникнуть в литературу, но исключительно в виде полунамёков, которые считывались и понимались далеко не всеми.
Например, в пьесе А. В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (1972) о судьбе одного из героев, старика-инвалида Дергачёва, упоминается, что он «уходил на фронт, <…> был в плену, потом на севере, вернулся только в пятьдесят шестом году» (вполне стандартный путь советского послевоенного заключённого). В 1970-е гг. пьеса Вампилова ставилась на многих театральных сценах и несколько раз включалась в собрания сочинений драматурга, однако брошенное между делом упоминание о севере, с которого герой вернулся в пятьдесят шестом году, считывалось далеко не всеми, и на каком именно «севере» был Дергачёв, понимали только наиболее внимательные и искушённые читатели и зрители. Этот ряд может быть продолжен такими пьесами того же периода, как «Счастье моё» А. М. Червинского и «Пять вечеров» А. М. Володина, рассказами Ю. П. Казакова «Голубое и зелёное» и «Во сне ты горько плакал» и т. д. 
Отдельное внимание стоит уделить прямо противоположному взгляду, представленному в откровенно просталинском романе В. А. Кочетова «Чего же ты хочешь?».  Написать в 1969 г. книгу, открыто восхваляющую сталинский режим, оказалось поступком не менее смелым, чем написать книгу, этот режим изобличающую: власть не хотела огласки преступлений прошлого и публичного покаяния за эти преступления, но равно не хотела она и полной реабилитации прошлого. Она хотела чего-то среднего, а именно — забыть и не вспоминать, предать недавнее прошлое полному забвению, сделать вид, что этого прошлого не было. 
В результате изгнанная из официальной советской литературы память о лагерях и репрессиях «ушла» в неподцензурные мемуары.