XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Городское пространство в эстетике киберпанка («Мечтают ли андроиды об электроовцах» Ф. Дика, «Бегущий по лезвию» Р. Скотта, «Бегущий по лезвию 2049» Д. Вильнёва)

Анастасия Игоревна Джулаева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-04-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В предлагаемом докладе представлена попытка сквозного анализа неонуарного городского ландшафта, его роли в литературном и кинодраматургическом осмыслении пространства на материале трёх знаковых произведений – романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968), фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта («Blade Runner», 1982) и фильма «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва («Blade Runner 2049», 2017). Кроме того, автор уточняет особенности урбанистической эстетики пространства киберпанка.

Тезисы

В предлагаемом докладе предпринимается попытка сквозного анализа неонуарного городского ландшафта и его роли в литературном и кинодраматургическом осмыслении пространства на материале трёх знаковых произведений — романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968), фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта («Blade Runner», 1982) и фильма «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва («Blade Runner 2049», 2017).
Текст Дика и основанные на его фабуле кинофильмы уже не раз становились предметом исследований. Роману и фильму Скотта, ставшими классикой жанра, посвящена большая литература; среди пока немногочисленных работ, посвящённых «Бегущему по лезвию 2049» Вильнёва в связи с темой доклада следует упомянуть статью Catherine Payne and Alexandra Pitsis (Payne and Pitsis, 2018) и статью Анжелики Артюх 2018 г., в которой тоже обсуждается тема влияния города во вселенной киберпанка.
Основное внимание в докладе будет уделено визуальной составляющей футуристического пейзажа и особенностям темпоральности киберпанковых миров Дика, Скотта и Вильнёва в их сравнении. Кроме того, будут рассмотрены и уточнены некоторые черты урбанистической эстетики пространства киберпанка.
Реальности Дика, Скотта и Вильнёва предстают как целое урбанистическое антиутопическое пространство города Лос-Анджелеса, неизменными атрибутами которого становятся гигантские небоскрёбы, рельефная архитектура, корпоративные неоновые логотипы, голограммы, дождь, смог, туман. Вместе с тем эта целостность подвержена динамике. В пространстве, созданном Диком, Скоттом и Вильнёвым, нулевая фокализация сменяется внешней, и сам город становится действующим сюжетообразующим лицом, позволяя материально воплотить страхи, скрытые смыслы, мотивации других персонажей.
Визуализация пространства проявляется в семантизации образа неонуарного города fin de siècle. Мрачный урбанизм киберпанка становится аналогом морально-нравственной дихотомии, воплощая традиционные для этой эстетики идеи о личности, сформированной постиндустриальным социумом, и об объективности всепоглощающей силы зла.