XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сны о покойниках как руководство к действию (на материале фольклорной прозы)

Анна Александровна Чепурнова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2019-04-18
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Материалом настоящего исследования являются рассказы о сновидениях, записанные во время фольклорной экспедиции СПбГУ в деревнях Архангельской области в 2018 г. Информанты зачастую связывали свои сны, в которых к ним «являлись» покойники, с событиями реальной жизни. Предметом исследования стала именно интерпретация таких снов. Судя по проанализированным интервью, рассказчики ждут и рассчитывают на подсказки умершего в сложной жизненной ситуации. Полученные в сновидческой коммуникации «подсказки» наши информанты умело «расшифровывали».

Тезисы

Судя по рассказам, записанным автором доклада в фольклорной экспедиции в деревнях Архангельской области, деревенские жители считают сновидение одним из способов контакта с умершими родными и близкими. Сновидческие контакты не остаются без внимания и, как правило, связываются в сознании живых с событиями реальной жизни.
В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:
1) выделить рассказы о сновидениях как тип наррации; 
2) описать специфику сновидческого опыта как способа контакта с покойными;
3) проанализировать интерпретацию сновидческих впечатлений информантами и влияние этих сновидений на их поведение.
Материалом исследования стали интервью, собранные участниками фольклорной экспедиции СПбГУ в деревне Езевец Мезенского района Архангельской области в 2018 г.
Основным методом работы является анализ рассказов про сны о покойниках с опорой на концепции А. А. Панченко 
«Мертвецы добрые, злые и непонятно какие», И. С. Веселовой «Структура рассказов о снах», С. Б. Адоньевой «Культ мертвых в постсоветской России».
Из анализа рассказов следует, что информанты видели подобные сны, находясь в какой-либо критической ситуации, выводящей их из состояния нормы 
— смерть близких, их пропажа или серьезная болезнь. В такие моменты граница между миром живых и миром мертвых приоткрывалась с помощью сна. Подобное «открытие» границ достаточно активно практикуется на этой территории во время святочных гаданий. В интерпретации информантов покойный, выступающий зачастую патроном, то есть собственно «предком», подсказывал решения выхода из ситуации, нарушающей равновесие, или даже способствовал восстановлению нормы. Предметом исследования стала именно интерпретация таких снов. Судя по проанализированным интервью, рассказчики ждут и  рассчитывают на подсказки умершего в сложной жизненной ситуации. Полученные в сновидческой коммуникации «подсказки» наши информанты умело «расшифровывали».