XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ментальные поля концепта «красота»: сопоставительный анализ речемыслительных действий двух языковых коллективов

Ольга Олеговна Секиро
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 206
2019-04-16
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад содержит изложение результатов анализа содержательных форм концепта «красота», проведенного на материале двух опросов:  среди студентов 3 курса филологического факультета СПбГУ в декабре 2015 г. и среди магистрантов филологического факультета СПбГУ в январе 2018 г. Ход исследования основан на понимании концепта, предложенном В. В. Колесовым. В рамках данного теоретического подхода концепт анализируется и с логической, и с лингвистической позиций. Исследование завершается сравнительным анализом толкований концепта, полученных в результате опросов членов разных языковых коллективов. 

Тезисы

Доклад посвящен анализу содержательных форм концепта «красота». Теоретической базой исследования послужила концепция В. В. Колесова, на которую опирается предложенный ход исследования. В рамках данного подхода концепт понимается как исходный смысл, словесно явленный в своих содержательных формах: образе, понятии и символе. Цели исследования: 1) определение содержательных форм концепта «красота» в языковом сознании современных студентов; 2) сопоставление определений концепта, существующих в разных языковых коллективах. Материалом послужил опрос, проведённый  среди студентов 3 курса филологического факультета СПбГУ в 2015 г. и магистрантов филологического факультета СПбГУ в январе 2018 г. (те же самые информанты не опрашивались). Опрос включил в себя пять вопросов (первые четыре были направлены на получение предикатов, которые соответствовали бы одной из содержательных форм концепта и логическим смыслам: основание-концептум, условие-образ, причина-понятие и цель-символ). Пятый вопрос был задан о прилагательных, которые информант мог бы употребить со словом «красота». Ход исследования определяется следующими задачами, решенными в соответствии с поставленными целями. 1. Определение объема понятия концепта. Объем понятия составляет объем предикатов, полученных в результате опроса. Данные предикаты выделяются путём семантического анализа полученных высказываний, кроме того, определяется одно из четырёх из базовых логических значений. Полученный материал адекватен анализу: каждый вопрос ориентировал информанта на ответ, семантически представляющий собой один из компонентов. Данный этап включал также анализ несоответствия семантики ответов предложенным вопросам. Данный этап завершился построением семантических констант, состоящих из четырёх выделенных предикатов в редуцированной форме (для выражения смысла кратко и ёмко). 2. Выявление семантически инвариантных предикатов; построение инвариантной семантической константы. 3. Определение содержания понятия концепта с помощью классификации эпитетов-прилагательных по четырём типам: типичные, глубинные, интенсивные и длительные (на основании семантики). 4. Совмещение содержания и объема понятия (сущ. + прил.); получение  четырёх образных понятий. 5. Получения итогового толкования смысла концепта путём составления итоговых ментальных формул, включающих образные понятия.  6. Сопоставление полученных толкований со словарными определениями (толковые и философские словари). 7. Поиск этимологического первосмысла в словарях; вывод о сохранении / несохранении первичных значений. 8. Сравнительный анализ двух полученных определений концепта.