XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женские образы в романах В. Скотта «Уэверли» и «Пертская красавица»

Арина Сергеевна Забурниягина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2019-04-17
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования заключается в выявлении особенностей ряда женских образов в романах В. Скотта (1771—1832, Scott). В докладе рассматриваются героини романов «Уэверли» и «Пертская красавица» и определяются важнейшие с сюжетной точки зрения различия в функциях героинь романов, относящихся к разным периодам творчества автора. В работе анализируется их непосредственное влияние на развитие действия и связь с другими персонажами, что помогает понять, как со временем менялась концепция женского образа в произаическом творчестве Вальтера Скотта.

Тезисы

Еще в своем первом романе «Уэверли» («Waverley», 1814) писателю удалось создать сразу несколько интересных героинь, которые существенно влияли на развитие сюжета и играли большую роль в нравственном преобразовании главного героя. Одна из них, Флора, помогает герою узнать нечто новое, изменить его отношение к вопросам культуры и даже политики. Более того, можно утверждать, что она воплощает собой фантастическое, романтическое: ее страстный политический идеализм и удивительная красота делают ее недосягаемой для Эдварда, в то время как Роза с ее мирным и спокойным характером является воплощением более приземленной реальности.
В ходе повествования герой претерпевает трансформацию: из классического романтического героя он превращается в более взрослого и рассудительного человека. Именно для прохождения этого пути Скотт вводит диаметрально противоположных героинь: Флора для Эдварда-романтика, Роза — для остепенившегося и преодолевшего романтические иллюзии героя.
Со временем образ главной героини в творчестве Скотта претерпевает значительные изменения и усложняется. Кэтрин Гловер, героиня более позднего романа «Пертская красавица» («The Fair Maid of Perth», 1828), является единственным главным женским персонажем; более того, она выходит на первый план относительно всех других героев. Ее сюжетная линия неразрывно связана с линией Генри Гоу, но именно она, а не он, становится центром повествования, что подтверждается приведенными выше примерами относительно того, как притязания и интересы почти всех основных персонажей относятся к ней. Красота Кэтрин подчеркнуто трансцедентальна, она выступает в качестве небесного источника облика земного существа, обладающего необычайной духовностью. Именно тот факт, что Кэтрин отличается от своего окружения в духовно-моральном плане, ставит ее в центр драматических событий своего времени. Кэтрин рассматривается другими героями и самим автором как потенциальная исполнительница определенных ролей. Отчасти она действительно выполняет их, ведь для разных персонажей она является возлюбленной, жертвой, спасительницей или просто инструментом в политических интригах. Это то, что роднит ее с героинями «Уэверли». С другой стороны, Кэтрин Гловер обладает куда большей свободой в своих действиях, и ее роль в сюжете выходит за рамки простого «обслуживания» других героев.